Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск

Издаваемый Дальневосточным федеральным университетом с 1999 года журнал «Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право» является рецензируемым научным журналом и публикует материалы, связанные с научным осмыслением динамичного развития Азиатско-Тихоокеанского региона как российскими, так и зарубежными авторами.

Цель журнала – нести знания и информацию, предоставляя возможность российским и зарубежным учёным, представителям органов власти и крупного бизнеса, непосредственно участвующим в политической и социально-экономической жизни региона, высказывать собственные мнения и суждения относительно проблем развития АТР и Дальнего Востока России.

Материалы журнала адресуются руководителям организаций, учёным, преподавателям и студентам. В журнале глубоко и профессионально освещаются проблемы в экономической, политической и правовой сферах через их интерпретацию в практической плоскости.

Журнал имеет широкий охват как по авторам публикаций, привлекая исследователей из большого количества регионов Российской Федерации и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, так и по членам Редакционной коллегии и Редакционного совета, в которых представлены ведущие университеты России и мира.

Журнал в своей публикационной активности также имеет широкий охват предметных областей, что позволяет ему аккумулировать экспертизу по самому широкому спектру научной проблематики развития АТР и Дальнего Востока России.

Содержание журнала предполагает размещение следующих типов публикаций:

  • статьи по экономике, внешнеэкономической деятельности, политике, праву,  международному сотрудничеству стран АТР, Дальнего Востока, Приморского края;
  • архивные материалы и комментарии к ним по истории сотрудничества России со странами АТР, политическим взаимоотношениям;
  • материалы социологических исследований по важнейшим экономическим, общественно-политическим и правовым вопросам;
  • справочные законодательные материалы по регулированию национальных экономик, межстрановому взаимодействию в АТР;
  • материалы сравнительно-правовых исследований особенностей законодательства России и стран АТР по различным отраслям права;
  • обзоры деятельности региональных организаций;
  • сообщения, официальная информация по материалам региональных совещаний, конференций, дипломатических встреч.

Помимо указанных проблем в журнале освещаются и иные региональные аспекты развития – демографические, экологические и пр.

Текущий выпуск

Том 23, № 4 (2021)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИКА 

15-28 4
Аннотация

Современное состояние российского экспорта сырой нефти рассматривается авторами на основе данных Федеральной таможенной службы (ФТС) России за 2017–2020 гг. Экспорт сырой нефти значим для наполнения бюджета Российской Федерации. 2020 год характеризуется кризисными явлениями, оказавшими влияние на мировой рынок нефтяного сырья: пандемией, проблемами со сделкой ОПЕК+. Названные явления неблагоприятно сказались на объёмах вывозимой из РФ нефти, а также на ценах на российскую нефть на мировом рынке. Важная роль в наполнении федерального бюджета от экспорта сырой нефти всё ещё сохраняется за таможенными платежами. Авторами проанализирована актуальная практика взимания вывозных таможенных пошлин и таможенных сборов при экспорте сырой нефти с территории РФ. Ставки вывозных таможенных пошлин на вывозимую нефть в соответствии с действующим законодательством изменяются в зависимости от цен на российскую нефть на мировом рынке – Министерство экономического развития РФ ежемесячно публикует соответствующие информационные документы с рассчитанными ставками. Ставки таможенных сборов также претерпели изменения в 2020 г. в связи со вступлением в силу нового Постановления Правительства от 26.03.2020 № 342. В данной статье проанализированы динамика изменения ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в РФ, динамика изменения объёмов уплаченных вывозных таможенных пошлин и таможенных сборов при вывозе сырой нефти из РФ, отражён экономический эффект от льгот по уплате вывозных таможенных пошлин при экспорте сырой нефти из РФ, а также проиллюстрирована роль таможенных сборов, уплаченных при экспорте сырой нефти, в наполнении федерального бюджета за 2017–2020 гг. Авторами произведена оценка сложившейся практики взимания таможенных платежей при экспорте сырой нефти с территории РФ. Результаты проделанной работы, отраженные в данной статье, могут быть полезными для обучающихся, деятелей науки и иных лиц, занимающихся изучением вопросов, связанных с экспортом нефти и доходами федерального бюджета Российской Федерации.

29-51 2
Аннотация

Во введении описана проблема неэффективной децентрализации государственной собственности как ключевой фактор системного кризиса лесного хозяйства в Приморском крае. В рамках теоретической части статьи рассматриваются научные труды, посвящённые классификации прав собственности на натуральные ресурсы и политике децентрализации государственной собственности в сфере лесопользования в разных странах мира, а также анализируется ситуация в лесопользовательских отношениях между субъектами на территории Приморского края. Разработана вербальная модель децентрализации в Приморском крае. Приведены барьеры, мешающие развитию лесохозяйственной отрасли в регионе и влияющие на результативность данной политики. В эмпирической части исследовательской работы приводятся примеры практических кейсов из коррупционных дел, обстоятельств превышения должностных полномочий, а также примеры случаев некомпетентности представителей государственных органов в лесной отрасли. Завершая статью, авторы на основе описанного материала приводят доказательства неэффективности децентрализации в Приморье, ведущей к истощению лесных ресурсов, снижению доходных статей бюджета края и к общему ухудшению условий проживания в регионе. 

52-71 2
Аннотация

Вместе с перспективой наступления «Четвёртой промышленной революции» искусственный интеллект, Всемирная компьютерная сеть Интернет, Интернет вещей, облачные вычисления, цифровые технологии заполонили практически все сферы деятельности, большие данные (Big Data) нашли применение в самых разных областях. В настоящее время особую актуальность приобрела концепция «Интернет плюс». Новые технологии оказывают огромное влияние на все сферы экономики, активно продвигая процесс интеграции в Интернет-среду. В условиях современной острой конкуренции и преобразований сфера юриспруденции также не осталась в стороне и претерпела некоторые изменения. В настоящее время в условиях цифровой трансформации традиционные юридические услуги в сфере международного торгово-экономического сотрудничества испытывают разные проблемы. Так, если рассматривать в качестве примера предоставление юридических услуг для стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), можно заметить, что в данном процессе по-прежнему сохраняются общие проблемы, характерные для сферы традиционных трансграничных юридических услуг, например, «особые дела рассматриваются специально приглашёнными экспертами в этой сфере»; элементы, составные части дел децентрализованы, информация асимметрична; длительное время рассмотрения, сложные процедуры разрешения и утверждения. На фоне нового витка индустриальных преобразований Интернет коренным образом изменил экономику, образ жизни людей и способы производства, а также оказал влияние на изменение структуры развития сферы предоставления юридических услуг. В будущем реформа по созданию и цифровизации платформы по предоставлению юридических услуг для ШОС должна исходить из существующего положения в сфере строительства рынка юридических услуг стран ШОС, из реальной ситуации регионального торгово-экономического сотрудничества. Важно укреплять на базе платформы реализацию политических руководящих принципов, технического руководства, консультаций комплаенса, проектного сотрудничества и проведение опроса общественных мнений об условиях труда. Актуальность исследования заключается в поиске возможности создания более интеллектуальной, удобной, дешёвой, доступной для граждан системы государственных юридических услуг, проведении оптимизации и модернизации текущей модели обслуживания с тем, чтобы предложить новую картину услуг и правовых аспектов совместной модели трансграничных государственных юридических услуг, а также реализовать переход платформы от традиционных к интеллектуальным юридическим услугам.

72-88 2
Аннотация

В современных условиях возрастают требования к повышению эффективности принятия управленческих решений организаций с государственным участием. Это предопределяет высокую значимость проводимого исследования. Цель исследования: анализ финансовых показателей и последующая комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности организации в сфере пассажирских железнодорожных перевозок дальнего следования по методологии, учитывающей стратегический характер деятельности. Методы: использованы методы финансового анализа, экономико-математического моделирования. Результаты: определены перспективные направления деятельности транспортной организации по бизнес-блокам. Систематизированы методологические основы оценки финансовой устойчивости применительно к проводимому исследованию, основным назначением каждой из методик финансовой оценки является мониторинг показателей в динамике и получение объективного результата в части финансово-экономического положения организации. Сформирована методологическая основа, позволяющая в полном объёме оценить текущее финансовое состояние организации, что способствует дальнейшей разработке предложений по повышению эффективности её деятельности. Предложены и обоснованы практические мероприятия с опорой на фактор стратегической направленности деятельности транспортной организации, способствующие повышению её платёжеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости. Приведены результаты оценки по итогам комплексного анализа деятельности и расчёта необходимых показателей. Практическая ценность: заключается в перспективах применения её ключевых результатов при альтернативной оценке финансового состояния с целью повышения эффективности функционирования транспортной организации. Сформированный методологический каркас может быть использован для критического анализа, мониторинга и дальнейшей оценки деятельности транспортных систем.

ПОЛИТИКА 

89-98 2
Аннотация

Изучены действия властей Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) по предотвращению проникновения коронавируса на территорию страны. Прослежена последовательность мер, принятых властями. Определён характер кадровых перестановок, выявлены причины самокритики властей. Показаны новые тенденции в методах северокорейского руководства. Раскрыта роль Ким Ë Чен в отношениях КНДР с РК. На основе материалов VIII съезда Трудовой Партии Кореи (ТПК) исследованы задачи партии и страны на следующую пятилетку. Определены приоритетные направления экономического развития КНДР. Сделан вывод о возможном закрытии страны на продолжительное время в целях защиты населения от эпидемии и враждебной идеологии извне.

99-110 2
Аннотация

Китайское руководство придерживается позиции интернализации Арктики и расширения прав участия неарктических государств в её освоении. Не имея прямых формально-юридических инструментов воздействия на арктическую повестку, Китай действует с помощью активного лоббирования своих интересов в Арктическом совете, заключения двухсторонних договоров с арктическими странами, а также конструирования специфических концепций, обосновывающих его легитимность в арктическом регионе. Первой из них стала концепция «приарктической страны», предложенная Китаем в 2010 г. Позднее было признано, что статус «приарктического государства» недостаточен для расширяющегося китайского присутствия в Арктике, и была выдвинута новая концепция позиционирования Китая как «заинтересованной стороны в Арктике» (Arctic Stakeholders), которая опирается на более чёткую юридическую определённость. Согласно этой концепции, страны (и группы лиц) с соответствующими интересами, независимо от того, где они расположены, имеют право участвовать в обсуждении вопросов и решений, которые могут их затронуть. Именно самоидентификация в качестве «арктической заинтересованной стороны» позволяет Китаю наиболее последовательно артикулировать свои интересы, налаживать политическую коммуникацию с заинтересованными группами, влиять на принятие решений в институтах управления Арктикой. Смена арктических концепций отражает попытки Китая преодолеть навязанную ему дискриминирующую идентичность «неарктической страны» и сконструировать такой арктический дискурс, который позволял бы ему расширять свои права и повышать международный статус. При этом КНР всегда позиционирует себя как сторонник мирного взаимовыгодного сотрудничества («win-win result») в Арктике.

111-131 2
Аннотация

В настоящее время Индо-Тихоокеанский регион (ИТР) всё более очевидно превращается в один из популярных концептов, которые используются для характеристики и описания новых трендов в современной мировой политике. Как географический термин он призван очертить границы формирующегося интеграционного пространства. В содержательном плане он представлен многочисленными вариациями «Свободного и Открытого Индо-Тихоокеанского региона (FOIP), отражающими видение региона разными акторами. Эти видения совпадают далеко не во всём и не всегда. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос, касающийся наличия общих черт, позволяющих, при всех различиях в национальных интерпретациях, говорить о наличии / формировании согласованного содержательного ядра идеи FOIP. Прежде всего это касается четырёх основных акторов – США, Японии, Австралии и Индии – как инициаторов и наиболее последовательных сторонников концепции Индо-Тихоокеанского региона. Сравнение их подходов уже сегодня позволяет говорить, как минимум, о трёх основных столпах формирующейся единой концепции FOIP, каковыми являются (а) обеспечение мира и стабильности; (б) утверждение и защита фундаментальных ценностей; (в) интенсификация сотрудничества и содействие экономическому развитию. Данное исследование начинается с введения, которое содержит краткое обоснование важности дифференциации ИТР как географического понятия и содержательной концепции. Основная часть исследования посвящена анализу практики текущих региональных взаимодействий ключевых акторов и оценке перспектив формирования общей согласованной стратегии. В заключении отмечается, что несмотря на различия в интерпретациях географических рамок ИТР, есть все основания говорить о начале рождения нового согласованного геополитического его понимания, представленного формулой «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона (FOIP)».

ПРАВО 

132-144 2
Аннотация

Необходимость исследования данной проблемы связана с отдельными противоречиями в документах Организации Объединённых Наций (ООН) и необходимостью их устранения. Целью статьи является обоснование целесообразности внесения в документы ООН изменений в связи с некорректным использованием в них понятия "tolerance" и его аналогов, в том числе в русскоязычных версиях. В основной части исследования авторы на основе выполненного ими сравнительного анализа содержания Резолюций Генеральной ассамблеи ООН, в части использования понятия "tolerance", приходят к обнаружению ими в документах ООН двух групп противоречий, которые требуют разрешения. Авторы подробно рассматривают эти две группы противоречий, отмечая их характерные признаки. Общечеловеческие права приоритетны по отношению к правам людей, определяемым их расовой, религиозной, этнической принадлежностью, а также иными имманентными признаками. Обострившиеся на фоне пандемии COVID-19 социальные противоречия привели к ряду конфликтов на почве вражды к носителям «инаковости». События 2020 г. показали, что во взаимоотношения между людьми с различающимися имманентными признаками настоятельно необходимо внедрять «гармонию в многообразии». Обеспечить последнюю призван международный политико-правовой институт, обозначенный на рабочих языках ООН терминами "tolerance" и "la tolérance". Между тем, в настоящее время существует множество обстоятельств, препятствующих реализации идеи "tolerance" ("la tolérance"). Важнейшим из них представляется отсутствие в официальных документах ООН чёткой позиции относительно содержания идеи. В ходе анализа этих документов выявлены противоречия при использовании понятия "tolerance" ("la tolérance") и его аналогов, в том числе в русскоязычных версиях. Так, понятие "tolerance" ("la tolérance") до сих пор используется в документах ООН в значении, содержащемся в Уставе ООН. Между тем, в 1995 г. ЮНЕСКО по поручению ООН была принята Декларация принципов "tolerance" ("la tolérance"), в которой детально раскрыт принцип "tolerance" ("la tolérance") как оптимальный принцип взаимоотношений между людьми с различающимися имманентными признаками. ООН в своих док ументах игнорирует содержание Декларации. Тем самым ООН не только не использует потенциал идеи "tolerance" ("la tolérance"), но и даёт серьёзный повод противникам идеи говорить о её бесполезности. Кроме того, в документах ООН на русском языке в качестве аналога "tolerance" ("la tolérance") используются взаимоисключающие понятия «толерантность» и «терпимость». Это затрудняет понимание идеи "tolerance" ("la tolérance") людьми, которым адресованы русскоязычные версии документов ООН. Цель статьи – обосновать необходимость устранения вышеуказанных противоречий в документах ООН. Предложены меры по внесению изменений, связанных с понятием "tolerance", как в документы ООН в целом, так и в их русскоязычные версии. В статье обосновано, что без внесения изменений в документы эффективность продвижения идеи "tolerance" и дальше продолжит снижаться. Также в статье предложены меры по внесению изменений, связанных с понятием "tolerance", как в документы ООН в целом, так и в их русскоязычные версии. Основной вывод, сделанный авторами, заключается в том, что без внесения в документы ООН изменений эффективность продвижения идеи "tolerance" и дальше продолжит снижаться.

145-153 2
Аннотация

В статье освещаются значимые вопросы систематизации институтов особенной части уголовного права, осуществляется поиск надёжного и объективного критерия, согласно которому в структуре отрасли возможно их обособление. Исследование доказывает, что объединение всего массива институтов уголовного права относятся либо к правовым общностям, обслуживающим категории общей части, либо к правовым общностям, регламентирующим ответственность за преступления различного вида, является методологически неверным. В связи с чем более плодотворной выглядит идея раздельного анализа институтов общей и особенной части уголовного права. Между тем, решение вопросов градации и систематизации институтов особенной части уголовного права с опорой на представления о предмете уголовно-правового регулирования либо с опорой на классификацию преступлений, является бесперспективным. Институты особенной части уголовного права могут быть представлены в качестве системы нормативных предписаний, сгруппированных на основе подлежащих уголовно-правовой охране и институционализированных в системе общественных отношений правовых благ и интересов.

154-161 2
Аннотация

Во введении авторами описаны проблемы, возникающие в практике рассмотрения исков, поданных прокурором в защиту прав и свобод человека и гражданина в порядке статьи 46 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В основной части статьи исследуются основные категории дел, рассматриваемых органами прокуратуры Российской Федерации в защиту прав и свобод граждан, а также анализируются законодательные пробелы, из-за которых судопроизводство по делам данной категории является недостаточно эффективным. Приводятся практические примеры исков, поданных органами прокуратуры Хабаровского края, а также судебных решений, вынесенных по результатам их рассмотрения. Завершая исследование, авторы на основе описанного материала приводят доказательства необходимости совершенствования законодательства, регулирующего судопроизводство по делам данной категории.

162-174 3
Аннотация

В статье рассматриваются отдельные положения норм международного права, касающиеся ключевых вопросов исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы осуждёнными несовершеннолетними в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний России. Даётся характеристика действующих в настоящее время в пенитенциарной сфере международных правовых актов. Преследуется целью возможная имплементация международных норм в российскую правовую систему. Приводятся доводы ценности рассмотрения положений международных актов в отношении несовершеннолетних преступников, лишенных свободы. Производится группировка международных актов по различным основаниям. Отмечаются существующие проблемы в работе воспитательных колоний на современном этапе развития пенитенциарных учреждений России. Делается заключение о целесообразности имплементации и упорядочивания отдельных положений международных норм в уголовно-исполнительном законодательстве России. Приоритетным направлением, в этой связи, следует отметить наличие в Концепции развития уголовно-исполнительной системы России до 2030 г. положений относительно развития международного сотрудничества, использования опыта работы в пенитенциарной сфере зарубежных стран в деятельности уголовно-исполнительной системы России.

175-185 2
Аннотация

В статье говорится о необходимости ответственного отношения каждого автора к составлению библиографического описания изданий, использованных в его работе, качественного оформления списков литературы, о добросовестном отношении к использованным источникам. Приводятся конкретные примеры недочётов, неточностей и даже фальсификаций в работах отдельных авторов. Цель данной публикации – показать, что вдумчивое изучение работ других авторов и их добросовестное использование при написании своего научного труда являются теми показателями, которые порождают у читателей мнение об авторе как об авторитетном учёном, работы которого будут востребованными и цитируемыми. К этому надо стремиться каждому, кто избрал свой путь в науке и делает на этом пути первые шаги.

Объявления

2021-01-20

Уважаемые авторы и читатели!

Распоряжением Минобрнауки России от 25 декабря 2020 г. № 469-р, согласно рекомендациям Президиума Высшей аттестационной комиссии РФ, список научных специальностей, по которым в журнале «Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право» могут быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, дополнился пятью специальностями. Таким образом, в настоящий момент полный перечень научных специальностей выглядит следующим образом.

Экономические науки:

  • 08.00.01 – Экономическая теория;
  • 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности);
  • 08.00.14 – Мировая экономика.

Юридические науки:

  • 12.00.02 – Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право;
  • 12.00.03 – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право;
  • 12.00.05 – Трудовое право; право социального обеспечения;
  • 12.00.08 – Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право;
  • 12.00.10 – Международное право; Европейское право;
  • 12.00.12 – Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.

Политические науки:

  • 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии;
  • 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.
Еще объявления...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.