Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО КРУГЛОГО СТОЛА «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ», КОТОРЫЙ СОСТОЯЛСЯ 9 АПРЕЛЯ 2019 Г. В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Полный текст:

Аннотация

9 апреля 2019 г. в Дальневосточном федеральном университете состоялся круглый стол «Законодательство об административной ответственности: современное состояние и перспективы развития». На кругом столе прозвучали доклады судьи Конституционного Суда Российской Федерации, заведующего кафедрой конституционного и административного права Юридической школы ДВФУ С. Д. Князева, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М. В. Кротова, главного редактора журнала «Публичное право сегодня», судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отставке И. В. Пановой, доцента кафедры конституционного и административного права Юридической школы ДВФУ О. Е. Шишкиной. На круглом столе также выступили: проректор ДВФУ по общим вопросам, помощник председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по регламенту и контролю А. С. Кошель, исполняющий обязанности начальника Главного управления Министерства юстиции по Приморскому краю А. О. Петров, уполномоченный по правам человека в Приморском крае, председатель Приморского регионального отделения Ассоциации юристов России Ю. Б. Мельников, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае М. А. Шемилина. Участниками круглого стола были выявлены проблемы современного законодательства об административных правонарушениях и выработаны рекомендации по его совершенствованию. Данные рекомендации представляются Вашему вниманию. Рекомендации, связанные с материальными вопросами привлечения к административной ответственности Необходимость кодификации «квазиадминистративной» ответственности, предусмотренной в Налоговом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и других нормативно-правовых актах, содержащих административные по своей природе санкции, путём включения данных санкций и составов правонарушений, за которые они предусмотрены, в Особенную часть Кодекса РФ об административных правонарушениях. Существование схожих с административными санкциями принудительных мер в каких-либо законодательных актах помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях не согласуется со ст. 1.1 Кодекса, а также создаёт опасность нарушения конституционного принципа недопустимости привлечения к ответственности дважды за одно и то же правонарушение. Необходимость более последовательного разграничения административных правонарушений и преступлений, в том числе с административной преюдицией, с учётом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Снижение, по возможности, количества бланкетных норм при формулировании составов административных правонарушений с целью ограничения дискреционных полномочий органов исполнительной власти в привлечении к административной ответственности. Изменение подходов к ответственности юридических лиц, в частности, привлечение к ответственности юридического лица в том случае, если отсутствует виновное в административном правонарушении должностное лицо, либо по специальным составам административных правонарушений, представляющих особую вредность для государства и общества. Установление того, что органы государственной власти, государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы не могут быть субъектами административных правонарушений. Уточнение легальной дефиниции вины юридического лица в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку действующая редакция понятия вины юридического лица способствует объективному вменению. Продолжение уже наметившегося дифференцированного подхода к административной ответственности индивидуальных предпринимателей, различных категорий юридических лиц, в частности, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. С учётом увеличения размеров административных штрафов, в целом усиления репрессивного потенциала административной ответственности, предусмотрение в Кодексе дополнительных оснований освобождения от административной ответственности, например, в связи с деятельным раскаянием. Продолжение тенденции либерализации административной ответственности за впервые совершённые административные правонарушения с заменой административного наказания более мягким наказанием. С целью обеспечения возможности индивидуализации административной ответственности усиление альтернативности в назначении административных наказаний, закрепление возможности назначения ниже низшего предела иных наказаний помимо административного штрафа. Предусмотрение института соучастия в совершении административного правонарушения. Уточнение и легальное закрепление понятия малозначительности, предусмотренной в статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве основания освобождения от административной ответственности. Уточнение и легальное закрепление понятия длящегося административного правонарушения, используемого в ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для целей исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности. Рекомендации, связанные с процессуальными вопросами привлечения к административной ответственности Разработка основанных на принципе состязательности единых принципов и правил судебного рассмотрения дел об административных правонарушенях в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, включение данных норм в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях либо разработка самостоятельного Административно-процессуального кодекса. Включение лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, в число участников производства по делам об административных правонарушениях с целью обеспечения принципов состязательности и объективной беспристрастности в производстве по делам об административных правонарушениях. Включение региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей в число участников производства по делам об административных правонарушениях. Рекомендации, связанные с повышением квалификации должностных лиц Введение специального квалификационного экзамена для должностных лиц органов исполнительной власти, рассматривающих дела об административных правонарушениях с целью повышения доверия общества к мерам административной ответственности, налагаемым во внесудебном порядке, а также рассмотрение возможности создания для принятия таких экзаменов специальной квалификационной комиссии из числа представителей юридического сообщества, в частности, Ассоциации юристов России. Изменение подхода к оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти, связанной с привлечением к административной ответственности, в частности, недопустимость включения в оценку таких формальных показателей, как число дел об административных правонарушениях.

Для цитирования:


Статья Р. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО КРУГЛОГО СТОЛА «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ», КОТОРЫЙ СОСТОЯЛСЯ 9 АПРЕЛЯ 2019 Г. В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2019;21(3):78-81.

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-3274 (Print)
ISSN 2499-9474 (Online)