Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск

Цифровая платформа – продукт квазиинтегрированных систем

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-1/61-73

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена анализу экономической природы цифровых платформ. В ней сопоставляются два механизма перераспределения экономических ресурсов – классический рыночный и властный внутрифирменный. Экономическая природа цифровых платформ связывается с развитием квазиинтегрированных структур. Обосновывается положение о том, что платформа не является в полном смысле традиционной фирмой, а представляет собой существенный компонент квазиинтегрированной экономической структуры, которая выносит внутрифирменные властные отношения за свои пределы и способна трансформировать рыночную организацию производства по ряду направлений. Платформа по сути своей организации опирается на формы работы на заказ потребителя, получившие развитие в постиндустриальной или информационной экономике. Она способна формировать спрос в виде поступления потока заказов от непосредственного потребителя. Цифровые платформы изменяют экономический статус фирм, действующих внутри неё, существенно ограничивая их обособленность. Это приводит к доминированию платформы как на отраслевом рынке, так и по отношению к фирмам, которые взаимодействуют на её основе.

Об авторах

В. П. Третьяк
Российский университет транспорта
Россия

Владимир Петрович Третьяк, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Экономика и управление на транспорте»

г. Москва



М. А. Лякина
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Россия

Мария Анатольевна Лякина, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика транспорта»

г. Санкт-Петербург



Список литературы

1. Авдокушин, Е. Ф. Экономика совместного потребления – формирующийся сегмент новой экономики / Е. Ф. Авдокушин, Л Г. Белова // Вопросы новой экономики. – 2018. – № 2 (46). – С. 9–16.

2. Комелли, Е. Совместное потребление – движущая сила экономики Италии // Коммерсант : сайт. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3449246 (дата обращения: 25.05.2018).

3. Круглов, С. Доверие к роботам и борьба с вирусами: о чем говорили на «Летнем Давосе» в Китае. – URL: https://tass.ru/ekonomika/4375723 (дата обращения: 07.06.2018).

4. Непринцева, Е. Фирма в рыночной экономике // Российский экономический журнал. – 1993. – № 8. – С. 178.

5. Техническая и человеческая стороны экономики совместного потребления взаимосвязаны // Коммерсант : сайт. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/2919168 (дата обращения: 04.06.2018).

6. Третьяк, В. П. Подрыв товарного производства и Форсайт отечественной экономики / В. П. Третьяк, О. А. Сагина // Форсайт «Россия»: будущее технологий, экономики и человека. Т. 2 : сборник докладов V Санкт-Петербургского международного экономического конгресса (СПЭК–2019) / под общ. ред. С. Д. Бодрунова. – Санкт-Петербург : ИНИР, 2019. – С. 407–417.

7. Третьяк, В. П. Кластеры предприятий : монография / В. П. Третьяк. – Изд. 3-е. – Москва : Вишневый пирог, РФФИ, 2011. – 186 с.

8. Уильямсон, О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / О. Уильямсон. – Санкт-Петербург : Лениздат; CEV Press, 1996. – 702 с.

9. Хессин, Н. В. Ленин В. И. о сущности и основных признаках товарного производства. – Москва : МГУ, 1968. – 166 с.

10. Шаститко, А. Е. Рынки с двусторонними сетевыми эффектами: спецификация предметной области / А. Е. Шапитко, Е. Н. Паршина // Современная конкуренция. – 2016. – Т. 10, № 1 (55). – С. 5–18.

11. Яблонский, С. А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента. – 2013. – Т. 11, №. 4. – С. 57–78.

12. Fraiberger, S. Peer-to-peer rental markets in the sharing economy / S. Fraiberger, А. Sundararajan // NYU Stern School of Business Research Paper (First version March 2015; current version September 2017). 39 р. Posted: 8 March 2015. Last revised: 10 September 2017. – URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2574337 (дата обращения: 13.05.2020).

13. Klimanov, D. Linking business model research and marketing: new networkbased approach to business model analysis / D. Klimanov, O. Tretyak // Journal of Business & Industrial Marketing. – 2019. – Vol. 34, no. 1. – Р. 117–136.

14. Zott, C. Business model design: an activity system perspective / С. Zott, R. Amit // Long Range Plan. – 2010. – Vol. 43, iss. 2. – Р. 216–226.

15. Hagiu, A. Marketplace or reseller? / A. Hagiu, J. Wright // Management Science. – 2015. – Vol. 61. – P. 184–203.

16. Prescott, E. Organization capital / E. Prescott, M. Visscher // Journal of Political Economy. – 1980. – No. 88. – Р. 446–461.


Для цитирования:


Третьяк В.П., Лякина М.А. Цифровая платформа – продукт квазиинтегрированных систем. Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2020;22(1):61-73. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-1/61-73

For citation:


Tretyak V.P., Lyakina M.A. Digital platform – quasi-integrated systems product. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2020;22(1):61-73. (In Russ.) https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-1/61-73

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-3274 (Print)
ISSN 2499-9474 (Online)