Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск

Регулирование тестирования беспилотного автотранспорта: опыт Европы

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-1/103-117

Полный текст:

Аннотация

Развитие технологий автономного автотранспорта является одним из приоритетов в технологическом развитии Российской Федерации. Несмотря на прогресс в данной сфере, вряд ли можно говорить о значимых успехах России во внедрении использования автономного транспорта на дорогах общего пользования. В основе данного исследования лежит утверждение, что правовой режим является либо катализатором, либо замедляющим фактором развития сферы автономного автотранспорта.
Цель исследования – провести анализ правовых норм в сфере тестирования и эксплуатации автономного автотранспорта в Европе. Авторы полагают, что исследуемые европейские страны имеют достаточно проработанную нормативную базу в данной сфере, поэтому их опыт может быть полезен в разработке и модификации российской правовой базы для регулирования отношений в сфере использования автономного автотранспорта. Задачи исследования: а) определить нормативную базу, связанную с регулированием отношений по тестированию и эксплуатации автономных транспортных средств; б) выявить позицию лидирующих европейских стран, связанную с вопросами необходимости регулирования таких отношений; в) оценить перспективы возможности заимствования положительной практики регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений в правовую действительность Российской Федерации.
Методологической основой исследования послужили диалектический метод познания, общенаучные методы абстрагирования, анализа и синтеза, а также специальные юридические методы (сравнительно-правовой, логико-юридический и др.).
В статье делается вывод, что в процессе создания нормативно правовой базы власти стремятся детально урегулировать исследуемую область общественных отношений. Рассмотренные страны имеют практически схожую модель регулирования, с жёсткими нормативными рамками. Авторы полагают, что некоторые ограничения являются неблагоприятными для развития сектора цифровой экономики. Тем не менее, опыт европейских стран может быть использован в России в первую очередь для определения проблемных точек регулирования и организации контроля за тестированием и использованием автономного автотранспорта.

Об авторах

Р. И. Дремлюга
Дальневосточный федеральный университет
Россия

Роман Игоревич Дремлюга, кандидат юридических наук, доцент Юридической школы

г. Владивосток



А. А. Яковенко
Дальневосточный федеральный университет
Россия

Андрей Александрович Яковенко, магистрант Юридической школы

г. Владивосток



Список литературы

1. План мероприятий («дорожная карта») Национальной технологической инициативы «Автонет» (приложение № 2 к протоколу заседания президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России от 24.04.2018 № 1). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_309650/ (дата обращения: 19.05.2020).

2. Europe autonomous car market: Top 10 countries leading the race in 2019. – URL: https://siliconcanals.com/news/europe-autonomous-car-market-top-10-countriesleading-the-race-in-2019/ (дата обращения: 19.05.2020).

3. Experimenteerwet zelfrijdende auto’s. – URL: https://www.eerstekamer.nl/wetsvoorstel/34838_experimenteerwet (дата обращения: 19.05.2020).

4. Law Commission. – URL: https://www.lawcom.gov.uk/project/automatedvehicles/ (дата обращения: 19.05.2020).

5. Automated and Electric Vehicles Act 2018. – URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2018/18/contents/enacted (дата обращения: 19.05.2020).

6. Automated Vehicles. A joint preliminary consultation paper. 08 November 2018. – URL: https://s3-eu-west-2.amazonaws.com/lawcom-prod-storage11jsxou24uy7q/uploads/2018/11/6.5066_LC_AV-Consultation-Paper-5-November_061118_WEB-1.pdf (дата обращения: 19.05.2020).

7. European Commission, Access to In-Vehicle Data and Resources, Final Report (May 2017). – URL: https://ec.europa.eu/transport/sites/transport/files/2017-05-access-to-in-vehicle-data-and-resources.pdf (дата обращения: 19.05.2020).

8. The Road Vehicles (Construction and Use) Regulations 1986. – URL: http://www.legislation.gov.uk/uksi/1986/1078/contents/made (дата обращения: 19.05.2020).

9. Changing driving laws to support automated vehicles – URL: https://www.ntc.gov.au/sites/default/files/assets/files/NTC%20Policy%20Paper%20-%20Changing%20driving%20laws%20to%20support%20automated%20vehicles.pdf (дата обращения: 19.05.2020).

10. Corporate Manslaughter and Corporate Homicide Act 2007. – URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2007/19/contents (дата обращения: 19.05.2020).

11. Automated Vehicles: Consultation Paper 2 on Passenger Services and Public Transport. – URL: https://s3-eu-west-2.amazonaws.com/lawcom-prod-storage-11jsxou24uy7q/uploads/2019/10/Automated-Vehicles-Consultation-Paper-final.pdf (дата обращения: 19.05.2020).

12. Achtes Gesetz zur Änderung des Straßenverkehrsgesetzes 20.06.2017. – URL: https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesanzeiger_BGBl#__bgbl__%2F%2F*%5B%40attr_id%3D%27bgbl117s1648.pdf%27%5D__1586095397766 (дата обращения: 19.05.2020).


Для цитирования:


Дремлюга Р.И., Яковенко А.А. Регулирование тестирования беспилотного автотранспорта: опыт Европы. Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2020;22(1):103-117. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-1/103-117

For citation:


Dremliuga R.I., Yakovenko A.A. Regulation of autonomous vehicle testing and use: experience of Europe. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2020;22(1):103-117. (In Russ.) https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-1/103-117

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-3274 (Print)
ISSN 2499-9474 (Online)