Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск

Географическая направленность экспорта: взгляд за пределы гравитационной модели (на примере четырёх «азиатских тигров»)

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-3/33-50

Полный текст:

Аннотация

С увеличением темпов глобализации, развитием транспортных и информационных технологий, вовлечением в международную торговлю большого количества компаний разного размера всё более широкий спектр факторов оказывает влияние на объём и географическую направленность торговли. В этой статье проверяется гипотеза, что при выходе на зарубежные рынки важную роль, наряду с географической дистанцией и ВВП стран-партнёров (классическая гравитационная модель) должна играть так называемая «психологическая дистанция». Сингапур, Гонконг, Республика Корея и Тайвань – экономики Азиатско-Тихоокеанского региона, которые показывали впечатляющие результаты развития с конца XX в. Одна из причин быстрого роста - ориентированность экономик на экспорт. В структуре внешней торговли «азиатских тигров» первичные товары составляют не более 2%. В то же время, экспорт именно производственных товаров, для которых характерно непостоянство качества, неоднородность и наличие специфических характеристик, должен быть подвержен сильному влиянию психологической дистанции. Успех таких товаров на иностранном рынке во многом зависит от индивидуальных качеств товара и маркетинговой стратегии продавца. В данной статье представлены результаты исследования влияния ряда факторов, помимо лежащих в основе гравитационной модели, на экспортные потоки четырёх «азиатских тигров» - Сингапура, Гонконга, Южной Кореи и Тайваня в 88 стран. С помощью регрессионного анализа была протестирована связь между независимыми переменными (культурная дистанция, прочие определяющие факторы психологической дистанции, разница во времени и наличие соглашений о свободной торговле) и объёмом экспорта в каждую из 88 торговых стран-партнёров. В качестве контрольных переменных выступили показатели гравитационной модели (физическое расстояние и ВВП). По результатам исследования авторы пришли к выводу, что полная картина зависимости экспортных потоков, в частности от психологической дистанции, неоднозначна. Возможно, существующие модели измерения психологической дистанции на уровне страны требуют изменений, пересмотра включаемых факторов.

Об авторах

И. А. Новиков
Школа экономики и менеджмента ДВФУ
Россия

Игорь Александрович Новиков, старший преподаватель кафедры мировой экономики

г. Владивосток



Н. Д. Лихарева
Школа экономики и менеджмента ДВФУ
Россия

Наталья Дмитриевна Лихарева, магистрант 2 курса

г. Владивосток



Список литературы

1. Ambos, B. The concept of distance in international management research / B. Ambos, L. Håkanson // Journal of International Management. – 2014. – Vol. 1 (20). – P. 1–7.

2. Anderson, J. E. A Theoretical foundation for the gravity equation // American Economic Review. – 1979. – Vol. 1 (69). – P. 106–116.

3. Arora, A. Wholly owned subsidiary versus technology licensing in the worldwide chemical industry / A. Arora, A. Fosfuri // Journal of International Business Studies.– 2000. – Vol. 4 (31). – P. 555–572.

4. New tools in comparative political economy: the database of political institutions / T. Beck [et al.] // The World Bank Economic Review. – 2001. – Vol. 1 (15). – P. 165–176.

5. Beckerman, W. Distance and the pattern of intra-european trade // The Review of Economics and Statistics. – 1956. – Vol. 1 (38). – P. 31–40.

6. Bergstrand, J. H. The gravity equation in international trade: some microeconomic foundations and empirical evidence // The Review of Economics and Statistics. – 1985. – Vol. 3 (67). – P. 474–481.

7. Berry, H. An institutional approach to cross-national distance / H. Berry, M. F. Guillen, N. Zhou // Journal of International Business Studies. – 2010. – Vol. 9 (41). – P. 1460–1480.

8. Blomkvist, K. The impact of psychic distance on chinese outward foreign direct investments / K. Blomkvist, R. Drogendijk // Management International Review. – 2013. – Vol. 53. – P. 659–686.

9. Boyacigiller, N. The role of expatriates in the management of interdependence complexity and risk in multinational corporations // Journal of International Business Studies. – 1990. – Vol. 3 (21). – P. 357–381.

10. Brewer, P. Psychic distance and australian export market selection // Australian Journal of Management (University of New South Wales). – 2007. – Vol. 1 (32). – P. 73–94.

11. Buckley, P. J. A longitudinal study of the internationalisation process in a small sample of pharmaceutical and scientific instrument companies / P. J. Buckley, M. Chapman // Journal of Marketing Management. – 1997. – Vol. 1–3 (13). – P. 43–55.

12. Cavusgil, S. T. Internal determinants of export marketing behavior: an empirical investigation / S. T. Cavusgil, J. R. Nevin // Journal of Marketing Research. – 1981. – Vol. 1 (18). – P. 114–119.

13. Disdier, A. The puzzling persistence of the distance effect on bilateral trade / A. Disdier, K. Head // Review of Economics and Statistics. – 2008. – Vol. 1 (90). – P. 37–48.

14. Dow, D. The measurement and impact of psychic distance: testing new scales on FDI in Slovakia / D. Dow, S. Ferencikova // European International Business Academy. – 2007. – Vol. 33. – P. 1–26.

15. Dow, D. Developing a multidimensional instrument to measure psychic distance stimuli / D. Dow, A. Karunaratna // Journal of International Business Studies. – 2006. – Vol. 5 (37). – P. 578–602.

16. Easterly, W. explaining miracles: growth regressions meet the gang of four // Growth Theories in Light of the East Asian Experience. – 1995. – Vol. 4 (11). – P. 267–299.

17. Ellis, P. D. Does psychic distance moderate the market size-entry sequence relationship? // Journal of International Business Studies. – 2008. – Vol. 3 (39). – P. 351–369.

18. Evans, J. Psychic of distance performance: an organizational operations / J. Evans, F. T. Mavondo // International Business. – 2002. – Vol. 3 (33). – P. 515–532.

19. Evans, J. Explaining export development through psychic distance / J. Evans, A. Treadgold, F. Mavondo // International Marketing Review. – 2000. – Vol. 2 (17). – P. 164–169.

20. Hakanson, L. The antecedents of psychic distance / L. Hakanson, B. Ambos // Journal of International Management. – 2010. – Vol. 3 (16). – P. 195–210.

21. Henisz, W. J. The institutional environment for economic growth // Economics and Politics. – 2000. – Vol. 1 (12). – P. 1–31.

22. Hofstede, G. Dimensionalizing cultures: the hofstede model in context // Online Readings in Psychology and Culture. – 2011. – Vol. 1 (2). – P. 1–26.

23. Johanson, J. The internationalization process of the Firm-A model of knowledge development and increasing foreign market / J. Johanson, J.-E. Vahlne // Journal of International Business Studies. – 1977. – Vol. 1 (8). – P. 23–32.

24. Johanson, J. The internationalization of the firm – four Swedish cases / J. Johanson, P. F. Wiedersheim // Journal of Management Studies. – 1975. – Vol. 3 (12). – P. 305–323.

25. Kogut, B. The effectof nationalcultureon the choiceof entrymode / B. Kogut, H. Singh // Journal of International Business Studies. – 1988. – Vol. 3 (19). – P. 411–432.

26. Lall, S. The technological structure and performance of developing country manufactured exports, 1985–1998 // Oxford Development Studies. – 2000. – Vol. 3 (28). – P. 337–369.

27. Meyer, K. Institutions, transaction costs, and entry mode choice in Eastern Europe // Journal Of International Business Studies. – 2001. – Vol. 2 (32). – P. 357–367.

28. O’Grady, S. The psychic distance paradox / S. O’Grady, H. W. Lane // Journal of International Business Studies. – 1996. – Vol. 27 (2). – P. 309–333.

29. Ojala, A. Geographic, cultural, and psychic distance to foreign markets in the context of small and new ventures // International Business Review. – 2015. – Vol. 5 (24). – P. 825–835.

30. Oviatt, B. M. The internationalization of new ventures: a risk management model / B. M. Oviatt, R. C. Shrader, P. P. McDougall // Advances in International Management. – 2004. – Vol. 16. – P. 165–185.

31. Shenkar, O. Cultural distance revisited: towards a more rigorous conceptualization and measurement of cultural differences // Journal of International Business Studies. – 2001. – Vol. 3 (32). – P. 519–535.

32. Shirokova, G. The role of social networks and institutions in the internationalization of Russian entrepreneurial firms: Do they matter? / G. Shirokova, P. McDougall- Covin // Journal of International Entrepreneurship. – 2012. – Vol. 3 (10). – P. 177–199.

33. Sousa, C. M. P. Cultural distance and psychic distance: two peas in a pod? / C. M. P. Sousa, F. Bradley // Journal of International Marketing. – 2006. – Vol. 1 (14). – P. 49–70.

34. Sousa, C. M. P. Psychic distance, marketing strategy and performance in export ventures of Brazilian firms / C. M. P. Sousa, J. Lengler // Journal of Marketing Management. – 2009. – Vol. 5–6 (25). – P. 591–610.

35. Srivastava, R. K. Determinants of bilateral trade flows / R. K. Srivastava, R. T. Green // The Journal of Business. – 1986. – Vol. 4 (59). – P. 623–640.

36. Stottinger, B. Explaining export development through psychic distance: enlightening or elusive? / B. Stottinger, B. B. Schlegelmilch // International Marketing Review. – 1998. – Vol. 5 (15). – P. 357–372.

37. The effect of cultural distance on entry mode choice, international diversification, and MNE performance: a meta-analysis / L. Tihanyi [et al.] // Journal of International Business Studies. – 2005. – Vol. 36. – P. 270–283.

38. Virvilaite, R. The influence of psychic distance on export performance: The moderating effects of international experience / R. Virvilaite, B. Seinauskiene // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 213. – P. 665–670.

39. The World Factbook – Central Intelligence Agency. – URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2078rank.html (дата обращения: 01.10.2020).

40. UNCTADstat. – URL: http://unctadstat.unctad.org/EN/ (дата обращения: 01.10.2020).

41. UNCTAD. – URL: http://unctad.org/en/Pages/Home.aspx (дата обращения: 01.10.2020).

42. CEPII – GeoDist. – URL: http://www.cepii.fr/cepii/en/bdd_modele/presentation.asp?id=6 (дата обращения: 01.10.2020).

43. The World Bank. – URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD (дата обращения: 01.10.2020).

44. National Culture – Hofstede Insights. – URL: https://www.hofstedeinsights.com/models/national-culture/.

45. Melbourne Business School. – URL: https://sites.google.com/site/ddowresearch/home (дата обращения: 01.10.2020).

46. World Christian Database. – URL: http://worldchristiandatabase.org/wcd/a bout/more.asp (дата обращения: 01.10.2020).

47. CIA Factbook, 2002. – URL: https://www.cia.gov/library/publications/download/download-2002/index.html (дата обращения: 01.10.2020).

48. The Jewish Agency. – URL: http://www.jewishagency.org/ (дата обращения: 01.10.2020).

49. United Nations Statistics Division - Demographic and Social Statistics. URL: https://unstats.un.org/unsd/demographic/products/socind/ (дата обращения: 01.10.2020).

50. UNSD – Statistical Yearbook. – URL: https://unstats.un.org/unsd/publications/statistical-yearbook/past-issues/ (дата обращения: 01.10.2020).

51. Freedom House – Championing Democracy. – URL: https://freedomhouse.org/(дата обращения: 01.10.2020).

52. Ethnologue: languages of the world / ed. by R. G. Gordon, Jr. – 15th ed. – Dallas : SIL International, 2005. – 272 p.


Для цитирования:


Новиков И.А., Лихарева Н.Д. Географическая направленность экспорта: взгляд за пределы гравитационной модели (на примере четырёх «азиатских тигров»). Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2020;22(3):33-50. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-3/33-50

For citation:


Novikov I.A., Likhareva N.D. Geographical orientation of exports: looking beyond the gravity model (on the example of four "Asian Тigers"). Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2020;22(3):33-50. (In Russ.) https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-3/33-50

Просмотров: 52


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-3274 (Print)
ISSN 2499-9474 (Online)