Новая парадигма современности – креативная экономика
Аннотация
Новая парадигма современности – креативная экономика породила новый поворот в исследованиях экономического развития и инноваций. Креативная индустрия – феномен современного экономического развития в постиндустриальном мире, который определяют как новый тип роста, даже в условиях экономического кризиса, благодаря так называемому «креативному классу». Именно креативная экономика стала рассматриваться как фактор устойчивого развития. Цель нашего исследования – рассмотреть способность креативной экономики в синергии с экономикой создавать самостоятельный сегмент рынка. Если учесть факт значительного влияния креативной экономики на экономический рост, то необходимо подробно разобраться в этих понятиях и процессах. На основании анализа исследований в работе предпринята попытка понять границы креативной экономики и её уникальные характеристики. Было выявлено, что креативные индустрии, которые традиционно определяются как отрасли, берущие начало в индивидуальном творчестве, навыках и талантах и обладающие потенциалом для обогащения и создания рабочих мест за счёт использования интеллектуальной собственности, ставят вопрос о некотором смещении понятия в сторону экономики знаний, расплывчатости креативной деятельности. Создается ощущение присутствия креативной экономики во всех отраслях, что делает её «ненаблюдаемой» экономикой.
Об авторе
Н. В. КузнецоваРоссия
Наталия Викторовна Кузнецова, доктор экономических наук, профессор, профессор департамента социально-экономических исследований и регионального развития690922, Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 10, корпус G
Список литературы
1. Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик // Бюллетень о сфере образования. Аналитический центр при правительстве РФ. 2017. № 13. С. 24.
2. Howkins J. The Creative economy: how people make money from ideas. 1st ed. London : Penguin Books, 2001. 263 р.
3. Hartley J. Creative Industries. Oxford : Blackwell, 2005. 434 р.
4. Karnitis E. A Knowledge-Based Human-Centered Growth Model for Latvia // Journal of Business Economics and Management. 2006. № 7 (3). Р. 95–101.
5. Caves R. Creative industries: contracts between arts and commerce. Cambridge : Harvard University Press, 2002. 464 р.
6. Florida R. The Rise of the creative class: and how it’s transforming work, leisure, community and everyday life. New York : Basic Books, 2002. 404 р.
7. Florida R., Mellander C., Stolarick K. Inside the black box of regional development – human capital, the creative class and tolerance // Journal of Economic Geography. 2008. № 8. Р. 615–649.
8. Florida R. The flight of the creative class. New York : HarperCollins. 2005. 268 р.
9. Potts J. Why creative industries matter to economic evolution // Economics of Innovation and New Technology. 2009. № 18 (7–8). Р. 663–673.
10. Murgaš F. Kreatívna trieda, kreatívna ekonomika a múdra spoločnosť ako riešenie ich kontroverznosti // Creative and Knowledge Society. 2011. № 2. Р. 120–140.
11. Scott A. J. The Cultural economy of cities. London : Sage, 2000. 306 р.
12. Hirsch P. Processing fads and fashions: an organization-set analysis of cultural industry systems // American Journal of Sociology. 1972. № 77. Р. 639–659.
13. Pratt A. The cultural industries production system: a case study of employment change in Britain, 1984-91 // Environment and Planning. 1997. № 29. Р. 1953–1974.
14. Culture, creativity and markets. Paris : UNESCO, 1998. 484 р.
15. Matheson B. A Culture of creativity: design education and the creative industries // Journal of Management Development. 2006. № 25 (1). Р. 55–64.
16. Mietzner D., Kamprath M. A Competence portfolio for professionals in the creative industries // Creativity and Innovation Management. 2013. № 22 (3). Р. 280–294.
17. Cushing R. Creative capital, diversity and urban growth. Texas, Austin : Unpublished manuscript, 2001. 89 р.
18. Florida R. Bohemia and economic geography // Journal of Economic Geography. 2002. № 2 (1). Р. 55–71.
19. Gates G., Florida R. Technology and tolerance: The importance of diversity to high-technology growth. 2001. Washington, DC: Brookings, 2001. URL: http://www.urban.org/UploadedPDF/1000492_tech_and_tolerance.pdf.
20. Florida R. The creative class and economic development // Economic Development Quarterly. 2014. № 28 (3). Р. 196–205.
21. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. Москва : Высшая школа, 2003. 672 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецова Н.В. Новая парадигма современности – креативная экономика. Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022;24(1):15–37. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/15-37
For citation:
Kuznetsova N.V. A new paradigm of modernity – creative economy. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2022;24(1):15–37. (In Russ.) https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/15-37