Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск

Основы национального регулирования применения искусственного интеллекта: опыт Сингапура

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/214-224

Полный текст:

Аннотация

Искусственный интеллект (ИИ) – это технология, которая изменила все сферы человеческой жизни. Зачастую для регулирования отношений по поводу использования искусственного интеллекта применяется фрагментированный подход, когда в каждой области применения данной технологии складывается своё отличающееся нормативное поле. Эта основная тенденция имеет два последствия. С одной стороны, есть конкретные вопросы, которые не охватываются ни нормативными актами, ни исследовательской повесткой. С другой стороны, существует лишь относительно небольшое количество доктринальных исследований и нормативных актов, которые касаются общих этических или правовых проблем, создаваемых ИИ. Вместе с тем, существует и другой путь формирования нормативных правил использования ИИ, когда на национальном уровне формулируются общие принципы и положения регулирования сферы применения искусственного интеллекта. Одной из таких стран является Сингапур. Подход данной страны к регулированию отношений по поводу использования искусственного интеллекта выбран для исследования в данной статье. Сингапур является лидером цифровой трансформации в мире согласно различным показателям. В статье подробно рассматриваются принципы, зафиксированные в Рамочной модели регулирования ИИ. Хотя документ носит необязывающий характер Рамочной модели регулирования ИИ, многие компании Сингапура приняли на себя обязательство руководствоваться её принципами и нормами. Свод норм, содержащихся в Рамочной модели регулирования ИИ, определяет общий характер национального регулирования применения искусственного интеллекта в Сингапуре. Согласно документу, вся регламентация отношений по поводу использования ИИ должна строиться на двух принципах: ИИ должен быть объяснимым, прозрачным и справедливым (один принцип) и человекоцентричным (другой). Авторы подробно рассматривают содержание основных принципов регулировании ИИ в Сингапуре. В статье делается вывод, что подход Сингапура отличается от российского, хотя некоторые принципы Рамочной модели регулирования ИИ коррелируют с положениями, закреплёнными в российском национальном кодексе этики ИИ. В российском варианте много внимания уделяется различным аспектам безопасности ИИ (информационной, работы с данными, непричинения вреда), что не отражено в качестве ключевых принципов в основном документе нормативной регламентации ИИ Сингапура.

Об авторе

Р. И. Дремлюга
Дальневосточный федеральный университет
Россия
Роман Игоревич Дремлюга – кандидат юридических наук, профессор Института математики и компьютерных технологий

690922, Россия, Владивосток, о. Русский, пос. Аякс, 10, корпус D



Список литературы

1. Бегишев И. Р., Хисамова З. И. Искусственный интеллект и уголовный закон : монография. Москва : Проспект, 2021. 192 c.

2. Васильев А. А., Печатнова Ю. В. Искусственный интеллект и право: проблемы, перспективы // Российско-азиатский правовой журнал. 2020. № 2. C. 14–18.

3. Дремлюга Р. И., Дремлюга О. А. Искусственный интеллект – субъект права: аргументы за и против // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 2. C. 120–125.

4. Филипова И. А. Трансформация правового регулирования труда в цифровом обществе. Искусственный интеллект и трудовое право. Нижний Новгород : Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2019. 89 c.

5. Гаврилов В. В., Дремлюга Р. И. Актуальные вопросы международноправового регулирования плавания морских судов без экипажа // Московский журнал международного права. 2020. № 2. C. 65–76.

6. Egeland K. Lethal Autonomous Weapon Systems under International Humanitarian Law. Nordic Journal of International Law. 2016. No. 85(2). P. 89–118.

7. The global competitiveness report insight report 2019 // World Economic Forum / ed. by K. Schwab. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf.

8. The global competitiveness report special edition 2020 // World Economic Forum / ed. by K. Schwab. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2020.pdf.

9. The Model AI Governance Framework first edition. URL: https://ai.bsa.org/wp-content/uploads/2019/09/Model-AI-Framework-First-Edition.pdf.

10. Model AI governance framework. Second edition. URL: https://www.pdpc.gov.sg/-/media/Files/PDPC/PDF-Files/Resource-for-Organisation/AI/SGModelAIGovFramework2.pdf.

11. Floridi L., Cowls J. A unified framework of five principles for AI in society // Philosophical Studies Series. 2021. Vol. 144. P. 5–17.

12. Engstrom D. F., Ho D. E. Algorithmic accountability in the administrative state // Yale Journal on Regulation. 2020. Vol. 37 (3). P. 800–854.

13. Burrell J. How the machine ‘thinks’: Understanding // Big Data & Society. 2016. Vol. 1–2, January–June. P. 1–12.

14. Kaminski M. E. Binary governance: Lessons from the GDPR'S approach to algorithmic accountability // Southern Califor-nia Law Review. 2019. Vol. 92 (6). P. 1529–1616.

15. Gentzel M. Biased face recognition technology used by government: A problem for liberal democracy // Philosophy and Technology. 2021. Vol. 34 (4). P. 1639–1663.

16. Zone of ethics. Propublica. 2016. URL: https://www.propublica.org/article/machine-bias-risk-assessments-in-criminal-sentencing

17. Chesterman S. Artificial intelligence and the problem of autonomy // Notre Dame Journal on Emerging Technologies. 2020. Vol. 1, iss. 2. P. 211–250.

18. Кодексе этики в сфере искусственного интеллекта. URL: https://aai.ru/wp-content/uploads/2021/10/%D0%9A%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5_%D0%98%D0%98_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf. (In Russ.).

19. Xu L. The dilemma and countermeasures of AI in educational application // ACM International Conference Proceeding Series. Zhuhai, 2020. P. 289–294.

20. Oviatt S. Technology as infrastructure for dehumanization: three hundred million people with the same face // ICMI 2021 – Proceedings of the 2021 International Conference on Multimodal Interaction. Montréal, 2021. P. 278–287.


Рецензия

Для цитирования:


Дремлюга Р.И. Основы национального регулирования применения искусственного интеллекта: опыт Сингапура. Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022;24(1):214-224. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/214-224

For citation:


Dremliuga R.I. Basics of national regulation of artificial intelligence: the experience of Singapore. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2022;24(1):214-224. (In Russ.) https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/214-224

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-3274 (Print)
ISSN 2499-9474 (Online)