Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск

РАБОТА МОРСКИХ РЫБНЫХ ПОРТОВ В УСЛОВИЯХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА

Полный текст:

Аннотация

В дореформенный период (1980-1991 гг.) морские рыбные порты (МРП) традиционно занимали ведущее положение в стратегии развития рыбопромышленного комплекса России (РСФСР), обеспечивая перевалку готовой рыбопродукции с транспортных и промысловых судов на берег, а также производили их комплексное обслуживание в период подготовки к промысловым экспедициям. В самый интенсивный период работы рыбной промышленности России (1985-1990 гг.) всеми морскими рыбными портами страны ежегодно перегружалось около 4-х млн т рыбопродукции, которая составляла 75 % в общей структуре грузооборота. Однако грузооборот рыбных портов страны, начиная с 2000 г., стал резко сокращаться и к 2008 г. составил по рыбопродукции всего около 600 тыс. т. При этом доля других коммерческих грузов, перегружаемых в морских рыбных портах, возросла до 90 %. На Дальневосточном бассейне, который является главным поставщиком рыбной продукции на внутренний и внешний рынки, доля рыбопродукции в общем грузообороте МРП снизилась ещё более значительно и составила всего к 2008 г. около 250 тыс. т из 3 500 тыс. т общего грузооборота. Это обстоятельство вызвало у всех МРП необходимость поиска и привлечения дополнительной грузовой базы за счёт расширения номенклатуры генеральных грузов, включая контейнерные, а также перепрофилирования некоторых причалов под лесные и навалочные грузы. Таким образом, МРП как специальные предприятия основной цепи рыбопромышленного комплекса, по сути, превратились в универсальные перегрузочные терминалы морского транспортного комплекса России под управлением Минтранса РФ. В 2008 г. практически все базовые МРП вошли в общий состав морских портов России регионального и федерального значения. Однако за этот период до настоящего времени доля рыбопродукции в общей перевалке грузов морскими портами России существенно не изменилась. Основные мощности терминалов по перевалке рыбопродукции по-прежнему сосредоточены в главных морских портах ДВФО. Несмотря на значительный физический износ перегрузочных и складских терминалов, они имеют возможность ежегодно пропускать до 1,2 млн т рыбопродукции в тарно-штучном виде и до 2,5 млн т в рефрижераторных контейнерах. Таким образом, при обеспечении благоприятных условий для доставки и перевалки всей рыбопродукции на отечественном берегу, грузооборот в морских портах региона может увеличиться почти в четыре раза. В статье рассматривается также перспектива развития специализированных терминалов под перевалку рыбопродукции в морских торговых портах ДВФО с учётом новой системы управления в рамках принятого федерального закона «О свободном порте Владивосток» (СПВ). На данный период (к началу 2018 г.) проявили интерес в качестве резидентов СПВ уже порядка 20-ти рыбопромышленных предприятий и стивидорных компаний морских портов ДВФО с инвестиционными проектами на общую сумму около 9-ти млрд рублей. Это даст возможность к 2025 г. увеличить перевалку (грузооборот) рыбопродукции в морских портах региона до 3-х млн тонн в год.

Об авторах

А. С. Сергеев
Дальневосточный федеральный университет
Россия


Б. Е. Куприянов
Дальневосточный федеральный университет
Россия


Список литературы

1. О морских портах Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72390/.

2. О свободном порте Владивосток [Электронный ресурс] : федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru./document/cons_doc_LAW_18254/.

3. О совершенствовании системы государственного управления морскими рыбными портами (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 16 декабря 2006 г. № 773. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_38871/.

4. Дальневосточный федеральный округ [Электронный ресурс] // StatInfo.biz: международная экономическая статистика. - Режим доступа: http://statinfo.biz/html/M113F0S0L1.aspx.

5. Морские порты: технико-экономические характеристики : справочник. - СПб. : ЦНИИМФ, 2016. - 864 с.

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

7. Приморский край в ДВФО по итогам 2015 года. 2016 : аналитический обзор. - Владивосток : Приморскстат, 2016. - 52 с.

8. Ларина, Л. Бизнесу важно поверить в стабильность правил игры [Интервью Д. Тихонова] // Дальневосточный капитал. - 2017. - № 2 (198). - С. 15.

9. Сарана, Д. Режим свободного порта добавил бизнесу драйва [Электронный ресурс] // Дальневосточный капитал. - 2017. - № 8 (204). - С. 30-33.

10. Сергеев, А. С. Проблемы развития морских портов ДВФО в новом статусе «Свободного порта Владивосток» // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. - 2017. - № 1. - С. 72-81.

11. Филимонов, Е. А. Развитие внешней торговли рыбохозяйственного комплекса Приморского края // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7. - С. 664-666.


Для цитирования:


Сергеев А.С., Куприянов Б.Е. РАБОТА МОРСКИХ РЫБНЫХ ПОРТОВ В УСЛОВИЯХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА. Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2018;(1-2):52-64.

For citation:


Sergeev A.S., Kupriyanov B.E. OPERATION OF FISHING SEA PORTS IN THE CONTEXT OF FISHERY RESTRUCTURATION. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2018;(1-2):52-64. (In Russ.)

Просмотров: 29


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-3274 (Print)
ISSN 2499-9474 (Online)