Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ ДВФО В НОВОМ СТАТУСЕ «СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВОСТОК»

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2017-1/72-81

Полный текст:

Аннотация

Морские порты ДВФО традиционно занимают ведущее положение в стратегии развития транспортной инфраструктуры региона, обеспечивая прямой выход внешней торговли России на страны АТР. При этом экономическая эффективность эксплуатации морских портов ДВФО определяется не только уровнем их грузооборота, но и соответствующим уровнем рентабельности оказания портовых (стивидорных) услуг своим клиентам - транспортным организациям, грузовладельцам и другим агентам логистики. В настоящее время экономическая эффективность эксплуатации морских портов ДВФО значительно снизилась по сравнению с дореформенным периодом (80-х годов XX столетия). Несмотря на относительный рост грузооборота и тарифов на портовые услуги, доходы за перевалку грузов резко снизились из-за изменения структуры грузооборота в сторону снижения трудоемкости по перевалке нефтеналивных и навалочных грузов. Данная проблема в основном связана с экономикой всего Дальневосточного региона, которая по-прежнему остается ориентируемой на товарно-сырьевой рынок АТР. Другая проблема связана с падением транзита генеральных грузов и, особенно, контейнерных из-за относительно низкой конкурентоспособности региональной наземной транспортной инфраструктуры по сравнению с морским транспортом ведущих стран АТР. В связи с этим в морских портах Приморского края были заморожены проекты по реконструкции и развитию контейнерных и ролкерных терминалов, а в морских портах Хабаровского края (Ванино и Де-Кастри) ряд специализированных контейнерных и лесных причалов пришлось переоборудовать под уголь и металлолом. В результате данных проблем страдает не только экономика морских портов, но и социально-экономическое положение прибрежных административно-территориальных образований (портовых городов и поселений). В настоящее время основная часть портового бизнеса Дальневосточного региона перешла в руки крупных грузовладельцев, которые зарегистрированы в центральной части России или в иностранных оффшорных зонах. Притом, доля вкладов морских портов в местные бюджеты резко сократилась. Кроме этого, значительно возросла экологическая нагрузка на прилегающие поселения из-за устаревшей технологии открытой перевалки навалочных грузов, особенно угля в портах Находка, Ванино, Посьет и Владивосток (рыбный порт). В статье рассматривается также проблема стратегии развития морских портов Дальневосточного региона в новой системе управления в рамках принятого федерального закона «О свободном порте Владивосток» (№ 212 ФЗ от 13.07.2015 г.), куда входят основные порты ДВФО. В связи с тем, что общей стратегии о развитии СПВ пока ещё нет, то в каждом отдельном порту продолжается инерция бессистемного поиска клиентов и второстепенных резидентов, которые не соответствуют реальным стратегическим целям развития внешнеторговых связей территорий ДВФО со станами АТР.

Об авторе

А. С. Сергеев
Дальневосточный федеральный университет
Россия


Список литературы

1. О свободном порте Владивосток [Электронный ресурс] : федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/.

2. Дальневосточный федеральный округ. Экономическая статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://statinfo.biz/HTML/M113FOSOL1.aspx.

3. Морские порты: технико-экономические характеристики : справочник. - СПб. : ЦНИИМФ, 2016. - 864 с.

4. Резиденты СПВ не спешат подавать заявки об упрощении таможенных процедур [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tks.ru/reviews/2016/09/26/01.

5. Семенихин, Я. Н. Морской транспорт Дальнего Востока: состояние и перспективы / Я. Н. Семенихин, П. М. Аверченков // Вестник Дальневост. отд-ния Рос. акад. наук. - 2002. - №1-2. - С. 69-75.

6. Стивидорный рынок России: итоги 2015 года / Информационно-аналитическое агентство SeaNews. - CПб., 2016. - 66 с. - (Freight.ru ; 2016 ; № 6 (75) : прил.).

7. Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mintrans.ru/activity/ detail.php?SECTION_ID=2203#document_13008.

8. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://assoc.khv.gov.ru/ strategy-for-socio-economic-development-of-the-far-east-and-the-baikal-region-until-2025.

9. Стратегия социально-экономического развития Приморского края на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primorsky.ru/authorities /executive-agencies/departments/economics/development/strategy/pk-25.php.


Для цитирования:


Сергеев А.С. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ ДВФО В НОВОМ СТАТУСЕ «СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВОСТОК». Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2017;(1):72-81. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2017-1/72-81

For citation:


Sergeev A.S. DEVELOPMENT OF FEFD SEAPORTS IN THE NEW STATUS OF "THE FREE PORT OF VLADIVOSTOK". Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2017;(1):72-81. (In Russ.) https://doi.org/10.24866/1813-3274/2017-1/72-81

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-3274 (Print)
ISSN 2499-9474 (Online)