Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск
Том 21, № 3 (2019)
15-28 32
Аннотация
Статья посвящена изучению характера торгово-экономического сотрудничества Монголии со странами Северо-Восточной Азии (СВА). На основе официальных статистических данных проанализирован торговый оборот, экспорт и импорт, определён характер внешнеторгового баланса Монголии со странами СВА. Показаны тенденции торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Монголии и СВА, участия в международных интеграционных проектах. Особое внимание уделяется новым формам и механизмам реализации многостороннего взаимодействия на региональном и мировом уровнях стран СВА и Монголии. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях глобализации мировой экономики субрегион Северо-Восточная Азия характеризуется динамичным развитием и имеет большой потенциал экономического и интеграционного сотрудничества в АТР. Вместе с тем, страны, входящие в СВА, отличаются разным уровнем экономического развития и политического устройства, что создаёт определённые препятствия в достижении целей в реализации крупных совместных проектов в СВА и АТР. Монголия в переходный период провела трансформацию политической и экономической системы, ориентируется на открытую и многоопорную внешнюю политику, является членом многих международных организаций. Монголии для успешной реализации всех намеченных планов по торгово-экономическому сотрудничеству, развитию инфраструктуры, транспортно-логистических проектов, привлечения инвестиций жизненно важно участие в интеграционных проектах со странами СВА. Новизна исследования видится в том, что обозначен круг существующих проблем и пути их преодоления в торгово-экономическом и интеграционном сотрудничестве Монголии и стран Северо-Восточной Азии.
29-36 6
Аннотация
Предметом исследования стали внешнеторговые связи китайского региона - Автономного района Внутренняя Монголия (АРВМ). Рассматривая итоги внешнеторговой деятельности за последние два десятилетия, автор отмечает, что в годы высокой положительной экономической динамики АРВМ внешнеторговая квота региона, напротив, имела тенденцию к сокращению. Анализ географической структуры внешней торговли АРВМ свидетельствует о растущей роли сопредельных стран - Монголии и России. Подчёркнуты приоритеты внешнеторговой деятельности АРВМ, озвученные в апреле 2019 г. на втором международном форуме «Один пояс, один путь». Регион намерен продвигать на мировые рынки продукцию своих приоритетных отраслей промышленности, а в импорте больше сосредоточиться на природных ресурсах, включая ввоз угля, нефти, железной руды, древесины.
37-52 18
Аннотация
В условиях распространения технологий и инноваций четвёртой промышленной революции вопросы формирования цифровой экономики в России приобретают важное значение. Оно определяется в том числе необходимостью повышения геоэкономической конкурентоспособности страны на мировых рынках. Поэтому в статье предпринята попытка переосмысления базовых положений геоэкономики в контексте усиления глобальной конкуренции и вызванного им стремлением развитых государств к инновационному перепозиционированию на основе развития цифрового потенциала. Рассматривая существующие подходы к оценке воздействия цифровой революции на глобальные процессы, автор выделяет геоэкономические особенности современного этапа глобализации как глобализации 4.0. Данный период глобализации связан с цифровизацией и цифровой трансформацией экономики и общества и имеет национальную, региональную, отраслевую и профессиональную специфику. Анализ геоэкономических вызовов цифровизации России на национальном и макрорегиональном уровне постсоветского пространства показывает сохранение страной статуса геоэкономического полюса силы. Угрозы и риски цифрового отставания РФ рассмотрены на основе данных докладов Всемирного банка «Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для России» и Евразийского банка развития - доклад «Цифровой потенциал стран - участниц ЕАБР». Это позволило сделать вывод, что для укрепления положения геоэкономического лидера в макрорегионе и повышения геоэкономической конкурентоспособности на глобальной арене РФ необходимо преодолеть противоречие между темпами цифровизации как процесса внедрения цифровых инноваций и уровнем и глубиной цифровой трансформации, обусловленной изменением образа мышления и деятельности всех субъектов цифрового общества. Данное противоречие носит характер ключевой проблемы для страны и может быть преодолено на основе реализации программ развития информационной компетентности населения России всех возрастов с принятием во внимание отраслевой и профессиональной специфики в регионах страны.
53-69 337
Аннотация
Все территориальные споры в Юго-Восточной и Южной Азии в зависимости от их локализации делятся на четыре группы. В первую входят споры, охватывающие территорию бывшей Британской Индии и связанные с нечёткостью колониальных титулов; во вторую - споры с участием Малайзии, также имеющие колониальный генезис; в третью категорию - споры Японии с её соседями по поводу островов, связанные с нечёткостью послевоенного урегулирования; в четвёртую - споры с участием Китая (помимо споров из первой и третьей групп сюда относится крайне важный спор о принадлежности акватории и сухопутных формирований Южно-Китайского моря). Некоторые из этих споров были разрешены международными судами на основании международного права; к их числу относятся, например, споры о делимитации Бенгальского залива (первая группа). Большинство споров, однако, до сих пор не разрешены, и перспективы правового урегулирования некоторых из них выглядят маловероятными в силу остроты конфликта и сложности историко-правового контекста. Спор о Южно-Китайском море (ЮКМ) является условно-разрешённым: решение по нему было вынесено в 2016 г. Китай, однако, категорически отказался выполнять его. Отношение России к данным территориальным спорам не должно быть пассивным. В отношении споров из первой группы Россия может попробовать вернуться к своей традиционной функции посредника. Конфликты второй группы не затрагивают её интересов; по отношению к ним она должна соблюдать строгий нейтралитет. Что касается конфликтов третьей группы, то Россия сама является их непосредственным участником и поэтому должна предпринимать усилия, направленные на достижение выгодного для неё решения вопроса о Курильских островах. Наконец, применительно к спору о ЮКМ Россия должна встать на сторону Китая, чьи притязания в отношении данной акватории содержательно близки притязаниям России в отношении Арктики.
70-76 58
Аннотация
Правительство Российской Федерации утвердило план развития инфраструктуры Северного морского пути (далее - СМП) до 2035 г. Грузооборот Северного морского пути к 2035 г. должен увеличиться в восемь раз, достигнув показателя в 160 млн т. Российская Федерация ведёт активную работу по обновлению ледокольного флота и портовой инфраструктуры. В Российской Федерации СМП рассматривается как исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация, что, на наш взгляд, соответствует нормам международного права. Вместе с тем, не все зарубежные государства придерживаются российского подхода к правовому статусу СМП. Так, например, Соединенные Штаты Америки заявляют о необходимости интернационализации СМП по мере освобождения данной водной артерии от льда. В качестве примера усиливающегося политического и экономического давления западных стран в отношении России можно привести отказ нескольких крупных компаний от использования СМП для перевозки грузов под предлогом охраны окружающей среды. Ряд других зарубежных стран также имеют свою точку зрения по вопросу определения правового статуса и режима судоходства по Северному морскому пути. Поскольку Франция является одним из ведущих государств Европейского союза, членом Североатлантического альянса, одним из двенадцати неарктических государств, являющихся наблюдателями в Арктическом совете, а также государством, которое обозначило себя как «полярное государство», считаем целесообразным рассмотреть французскую международно-правовую доктрину о статусе Северного морского пути.
77-78 6
Аннотация
9 апреля в стенах Дальневосточного федерального университета состоялся научно-практический круглый стол «Законодательство об административной ответственности: современное состояние и перспективы развития». Соорганизатором мероприятия выступило Приморское региональное отделение ООО «Ассоциация юристов России». За круглым столом конференц-зала «Морской» собрались председатели судов, руководители территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти, руководители и представители органов законодательной и исполнительной власти Приморского края, представители органов местного самоуправления, Адвокатской и Нотариальной палат Приморского края. Почётными гостями на мероприятии выступили полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации профессор Михаил Кротов и судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отставке профессор Инна Панова. Модератором круглого стола выступил проректор по общим вопросам ДВФУ доцент Алексей Кошель. В пленарном заседании начальник Главного управления Минюста России по Приморскому краю Алексей Петров зачитал приветственный адрес Министра юстиции Российской Федерации Александра Коновалова. «Сегодня перед юридическим сообществом, - отмечено в обращении к участникам мероприятия, - стоит масштабная задача оптимизации административного законодательства, обеспечения его качественного совершенствования в интересах общества и граждан ради процветания страны. В связи с этим тема обсуждения на круглом столе как никогда актуальна, а представленный состав участников дискуссии и традиционно высокий уровень подготовки мероприятия вселяют уверенность в то, что его результатом станет выработка новых идей и практических подходов в этой сфере». Основным докладчиком круглого стола выступил судья Конституционного Суда Российской Федерации, заведующий кафедрой конституционного и административного права Юридической школы ДВФУ, доктор юридических наук, профессор Сергей Князев. В докладе им были затронуты основные проблемы применения законодательства об административной ответственности в практике высшего органа конституционного контроля России. Доклад судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отставке Инны Пановой был посвящён актуальным проблемам российского законодательства об административной ответственности в ретроспективе и на современном этапе. В завершении основной части мероприятия был представлен доклад доцента кафедры конституционного и административного права Ольги Шишкиной, посвящённый стандартам европейского правосудия и современному состоянию административно-деликтного законодательства Российской Федерации. Проректор по общим вопросам ДВФУ Алексей Кошель в завершении заседания отметил: «Сегодня мы обсудили важнейшие направления предстоящей по поручению Президента России реформы законодательства об административной ответственности, все высказанные в рамках круглого стола рекомендации будут обобщены и направлены для учёта в работе в Министерство юстиции Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации».
78-81 8
Аннотация
9 апреля 2019 г. в Дальневосточном федеральном университете состоялся круглый стол «Законодательство об административной ответственности: современное состояние и перспективы развития». На кругом столе прозвучали доклады судьи Конституционного Суда Российской Федерации, заведующего кафедрой конституционного и административного права Юридической школы ДВФУ С. Д. Князева, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М. В. Кротова, главного редактора журнала «Публичное право сегодня», судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в отставке И. В. Пановой, доцента кафедры конституционного и административного права Юридической школы ДВФУ О. Е. Шишкиной. На круглом столе также выступили: проректор ДВФУ по общим вопросам, помощник председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по регламенту и контролю А. С. Кошель, исполняющий обязанности начальника Главного управления Министерства юстиции по Приморскому краю А. О. Петров, уполномоченный по правам человека в Приморском крае, председатель Приморского регионального отделения Ассоциации юристов России Ю. Б. Мельников, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае М. А. Шемилина. Участниками круглого стола были выявлены проблемы современного законодательства об административных правонарушениях и выработаны рекомендации по его совершенствованию. Данные рекомендации представляются Вашему вниманию. Рекомендации, связанные с материальными вопросами привлечения к административной ответственности Необходимость кодификации «квазиадминистративной» ответственности, предусмотренной в Налоговом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и других нормативно-правовых актах, содержащих административные по своей природе санкции, путём включения данных санкций и составов правонарушений, за которые они предусмотрены, в Особенную часть Кодекса РФ об административных правонарушениях. Существование схожих с административными санкциями принудительных мер в каких-либо законодательных актах помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях не согласуется со ст. 1.1 Кодекса, а также создаёт опасность нарушения конституционного принципа недопустимости привлечения к ответственности дважды за одно и то же правонарушение. Необходимость более последовательного разграничения административных правонарушений и преступлений, в том числе с административной преюдицией, с учётом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Снижение, по возможности, количества бланкетных норм при формулировании составов административных правонарушений с целью ограничения дискреционных полномочий органов исполнительной власти в привлечении к административной ответственности. Изменение подходов к ответственности юридических лиц, в частности, привлечение к ответственности юридического лица в том случае, если отсутствует виновное в административном правонарушении должностное лицо, либо по специальным составам административных правонарушений, представляющих особую вредность для государства и общества. Установление того, что органы государственной власти, государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные органы не могут быть субъектами административных правонарушений. Уточнение легальной дефиниции вины юридического лица в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку действующая редакция понятия вины юридического лица способствует объективному вменению. Продолжение уже наметившегося дифференцированного подхода к административной ответственности индивидуальных предпринимателей, различных категорий юридических лиц, в частности, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. С учётом увеличения размеров административных штрафов, в целом усиления репрессивного потенциала административной ответственности, предусмотрение в Кодексе дополнительных оснований освобождения от административной ответственности, например, в связи с деятельным раскаянием. Продолжение тенденции либерализации административной ответственности за впервые совершённые административные правонарушения с заменой административного наказания более мягким наказанием. С целью обеспечения возможности индивидуализации административной ответственности усиление альтернативности в назначении административных наказаний, закрепление возможности назначения ниже низшего предела иных наказаний помимо административного штрафа. Предусмотрение института соучастия в совершении административного правонарушения. Уточнение и легальное закрепление понятия малозначительности, предусмотренной в статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве основания освобождения от административной ответственности. Уточнение и легальное закрепление понятия длящегося административного правонарушения, используемого в ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для целей исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности. Рекомендации, связанные с процессуальными вопросами привлечения к административной ответственности Разработка основанных на принципе состязательности единых принципов и правил судебного рассмотрения дел об административных правонарушенях в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, включение данных норм в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях либо разработка самостоятельного Административно-процессуального кодекса. Включение лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, в число участников производства по делам об административных правонарушениях с целью обеспечения принципов состязательности и объективной беспристрастности в производстве по делам об административных правонарушениях. Включение региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей в число участников производства по делам об административных правонарушениях. Рекомендации, связанные с повышением квалификации должностных лиц Введение специального квалификационного экзамена для должностных лиц органов исполнительной власти, рассматривающих дела об административных правонарушениях с целью повышения доверия общества к мерам административной ответственности, налагаемым во внесудебном порядке, а также рассмотрение возможности создания для принятия таких экзаменов специальной квалификационной комиссии из числа представителей юридического сообщества, в частности, Ассоциации юристов России. Изменение подхода к оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти, связанной с привлечением к административной ответственности, в частности, недопустимость включения в оценку таких формальных показателей, как число дел об административных правонарушениях.
82-99 6
Аннотация
В статье на основе анализа конституционных принципов публично-правовой ответственности и сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, касающихся различных вопросов ответственности за административные правонарушения, рассматриваются приоритетные, по мнению автора, направления совершенствования законодательства об административной ответственности. При этом главное внимание уделяется проблемам обеспечения полномасштабной кодификации административной ответственности, разграничения нормотворческих полномочий Российской Федерации и её субъектов в административно-деликтной сфере, понятию административного правонарушения, в том числе в его соотношении с преступлением, административной ответственности юридических лиц, системе административных наказаний и правилам их применения.
100-104 8
Аннотация
В статье кратко рассмотрены перспективы реформы отечественного законодательства об административной ответственности, озвученные в докладе на круглом столе «Законодательство об административной ответственности: современное состояние, перспективы развития», состоявшемся в Дальневосточном федеральном университете 9 апреля 2019 г. Кодекс Российской Федерации об административной ответственности претерпел на 2019 г. уже более 3000 изменений (правок), а нормы об административной ответственности на сегодня содержатся в большом количестве федеральных законов, сам Кодекс содержит большое количество бланкетных норм, а правоприменители отличаются слабыми знаниями законодательства, что в совокупности затрудняет правоохранительную функцию законодательства об административной ответственности. Автором на основе материалов судебной и правоприменительной практики предлагается внесение в концепцию реформы законодательства об административной ответственности инициатив по введению специального общественного квалификационного экзамена для правоприменителей законодательства об административной ответственности; установлению строгой категории вины юридического лица и вины должностного лица, учитывающей избежание наказания двух лиц за совершение одного административного проступка; либерализации административной ответственности по административным проступкам, совершённым впервые, вплоть до ограничения такой ответственности замечанием. Автор убеждён, что реформа федерального и регионального законодательства об административной ответственности в Российской Федерации должна носить комплексный характер и должна быть направлена не на карательную функцию норм, а на правоохранительную, с целью избежания злоупотребления правоприменителями своими полномочиями и создания условий для нормализации функционирования коммерческих и некоммерческих организаций в Российской Федерации, повышения уровня защищенности бизнес-климата в стране.
105-134 306
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы института административной ответственности. Устанавливается, что в своём историческом развитии данный институт прошёл в России несколько этапов, в каждом из которых выявляется и анализируется существование различной системы мер административной ответственности, а также механизма их назначения и применения. Раскрываются также характерные черты и отличия административной ответственности от иных разновидностей юридической ответственности, её определения и их динамика в историческом плане. Обосновывается вывод об отсутствии в рассматриваемом генезисе общих подходов к вопросам как правового регулирования, так и реализации административной ответственности, об отсутствии институционального единства в целом. Вместе с тем особо детерминируется и подчёркивается развитие административного судопроизводства. В рамках рассмотрения современного этапа развития института административной ответственности акцентируется внимание на вопросах, главным образом, применения административно-деликтного законодательства судами общей юрисдикции и арбитражными судами, предлагаются способы их решения. К поднятым авторами проблемам относятся, в частности, вопросы определения и квалификации малозначительности и длящихся административных правонарушений, вины юридического лица, статуса законного представителя юридического лица в производстве по делам об административных правонарушениях, а также проблема привлечения к административной ответственности публичных органов исполнительной власти. Отдельному анализу подвергаются проблемы отсутствия на законодательном уровне определения административной ответственности и системности в федеральном сегменте административно-деликтного законодательства, предлагаются в связи с этим поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В части недостатков административно-наказательной политики государства отмечается наличие проблемы назначения административного наказания ниже низшего предела и отсутствие должной согласованности в размерах административных штрафов. К недостаткам главного административно-деликтного закона России, подробно рассматриваемым в статье, относятся также отсутствие положений, определяющих порядок обжалования наложенных мер пресечения, и проблема возможности обжалования, в принципе, промежуточных процессуальных актов административной ответственности. Особое внимание уделяется проблеме подведомственности (подсудности) рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности и порядка их пересмотра. Помимо частных предложений законодательного характера статья содержит авторскую концепцию совершенствования развития законодательства об административной ответственности по нескольким направлениям, включая процедуру назначения и применения административных наказаний.
135-141 19
Аннотация
Статья посвящена анализу проблем законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях и практики его применения сквозь призму вынесенных против России решений Европейского Суда по правам человека. Автор выделяет стандарты, которые используются Европейским Судом по правам человека. Автор также приводит конкретные дела, рассмотренные Европейским Судом, и формулирует ряд системных проблем российского административно-деликтного права, главную из которых можно обозначить как «материальная расточительность при процессуальной экономии». Автор считает методологической ошибкой российского законодательства объединение в одном Кодексе (КоАП РФ) регулирования судебной процедуры привлечения к административной ответственности, которая должна быть состязательной, и внесудебного инквизиционного порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях.


ISSN 1813-3274 (Print)
ISSN 2499-9474 (Online)