Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск
Том 22, № 2 (2020)
Скачать выпуск PDF ()

ЭКОНОМИКА 

15-29 20
Аннотация

В данной статье рассматривается актуальный вопрос расходов на организацию летних Олимпийских игр на предолимпийском этапе. В статье проводится анализ структуры расходов на рассматриваемом этапе на примере XXXII летних Олимпийских игр в Токио. Детально исследуется структура расходов на двух крупных подэтапах: подача заявки на проведение Игр и непосредственно организация Олимпиады, при этом отдельно выделяются расходы трёх основных групп: Международного олимпийского комитета (с фокусом на программе Олимпийской солидарности), условной группы бизнеса и условной группы государства. На первом подэтапе в условную группу государства входят Токийский муниципалитет, правительство Японии и Заявочный комитет Токио 2020, в то время как на автором рассматриваемом подэтапе место Заявочного комитета занимает учреждённый в 2014 г. после официального избрания Токио городом-организатором Организационный комитет Токио 2020. В рамках каждой из трёх основных групп приводятся конкретные проекты, проводится анализ статей расходов на их осуществление. Отдельно стоит выделить тот факт, что автор, являясь действующим сотрудником Организационного комитета Токио 2020, осуществляет детальное изучение проектов и статей расходов, зачастую не попадающих в поле зрения исследователей данной темы. Отдельно анализируются факторы и причины увеличения первоначального бюджета на организацию и проведение XXXII летних Олимпийских игр, в частности такие, как перенос соревнований по марафону и спортивной ходьбе из Токио в г. Саппоро, перенос Игр на 2021 г. в связи с угрозой распространения вируса COVID-19 и т.д. На основе имеющихся данных по состоянию на май 2020 г. выделяется ряд тенденций, связанных со статьями расходов отдельно взятых групп. Основываясь на данных проведённого исследования, автор делает вывод, что наибольшие расходы на предолимпийском этапе несёт условная группа государства, в рамках которой доли Токийского муниципалитета и Оргкомитета Токио 2020 условно равны.

30-38 377
Аннотация

Мировая банковская система непрерывно развивается и совершенствуется. Банковские системы отдельных стран модифицируются под влиянием интеграции финансовых отношений государств мира и глобализации в сфере банковского дела. Экономика Японии получила широкое развитие в период так называемого «экономического чуда», во время которого Япония стала второй страной в мире по общему объёму производства, занимая третье место по экспорту продукции. Быстрыми темпами развивается непроизводственный сектор Японии: сфера услуг, финансы, научно-исследовательская деятельность. Статья посвящена изучению деятельности центрального банка Японии – одного из ведущих мировых финансовых институтов. Выделены организационные принципы функционирования Банка Японии. Рассмотрены три руководящих принципа управления, используемых Банком Японии в процессе его деятельности для выполнения роли центрального банка и достижения таких целей, как поддержание ценовой стабильности и содействие экономическому росту в стране. Банк Японии, будучи первым звеном банковской системы страны, реализует денежно-кредитную политику, применяя комплекс мер, направленных на управление совокупным спросом через условия денежного рынка. В статье отражены инструменты денежно-кредитной политики, применяемые Банком Японии для обеспечения стабильности экономического развития страны. Особое внимание уделяется мерам, предпринятым Банком Японии в связи с кризисом, вызванным пандемией коронавируса COVID-19. Речь идёт о поддержке компаний, пострадавших от последствий коронавируса COVID-19, включая предоставление беспроцентных займов, выдачу гарантий по кредитам малому и среднему бизнесу, пострадавшему от пандемии, субсидии по переводу бизнеса в онлайн. Банк Японии планирует использовать пакет фискальных и монетарных антикризисных мер для поддержки экономики страны. Реализация мероприятий необходима для ограничения экономического ущерба от кризисных явлений, вызванных коронавирусом COVID-19, и сглаживания волатильности рынков. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях финансовой глобализации необходимо учитывать опыт зарубежных банковских систем, особенно в ситуации мирового кризиса, затронувшего экономики всех стран.

39-51 35
Аннотация

В статье рассматриваются позитивные эффекты интеграционных процессов в странах субрегиона Большого Меконга (СБМ), который как экономгеографическая дефиниция мало изучен в российской науке. На протяжении длительного периода, начиная с 1990-х гг., страны СБМ демонстрируют положительную динамику и весьма высокие темпы роста. Проведённый анализ показывает постепенный процесс выравнивания и сближения уровней экономического развития стран СБМ, сокращение разрыва между ними, возрастающую роль внешней торговли в целом и взаимной торговли субрегиона в частности. Стратегической отраслью экономики по-прежнему остаётся аграрный сектор, несмотря на повсеместное снижение его доли в производстве ВВП и обеспечении занятости населения. Его развитие рассматривается как ключевой фактор поддержания продовольственной безопасности, а также снижения уровня бедности населения. Для аграрного сектора стран СБМ характерны отстающие темпы роста по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. Однако в последние десятилетия аграрный сектор стран СБМ демонстрирует позитивные сдвиги. В первую очередь, в сельскохозяйственном производстве субрегиона происходит интенсивный рост продуктивности земли – урожайности, хотя и сохраняется её сильная зависимость от погодных условий. Одновременно повсеместно повышается производительность труда. В результате наблюдается рост сельскохозяйственного производства. Происходят изменения и в его структуре. Традиционно монокультурные хозяйства, специализирующиеся на производстве риса, постепенно диверсифицируются, расширяется производство второстепенных товарных культур. Таким образом, увеличивается товарный выход продукции и, как следствие, сельскохозяйственный экспорт. В странах СБМ идёт процесс формирования отличающегося более высокой продуктивностью рыночного хозяйства фермерского типа. Крестьянские хозяйства всё больше ориентируются на региональный и мировой рынок, начинают производить продукцию, обладающую сравнительными преимуществами, участвуя в региональном разделении труда. Происходит также выстраивание вертикально интегрированных предприятий и производственно-сбытовых цепочек в рамках СБМ. Позитивным эффектом интеграционных процессов становится сближение уровня цен на региональном сельскохозяйственном рынке.

52-60 20
Аннотация

В статье проводится обзор мнений различных авторов в отношении понятий «предпринимательская среда», «предпринимательский климат». Описаны существующие в научной литературе подходы к определению данных понятий. Приведены мнения авторов, использующих близкие по смыслу определения, такие, как «бизнес-климат», «бизнес-среда», «экономическая среда». На основании изученных мнений предложено уточнённое определение понятия «предпринимательская среда», по мнению автора, более универсально и полно отражающее значение данного понятия.

ПОЛИТИКА 

61-75 99
Аннотация

Рассматриваются исторические этапы сближения двух стран, формирование определённой политики Республики Корея по отношению к Дальнему Востоку России. Прослежены начальные шаги в истории налаживания контактов двух государств, трудности межгосударственного взаимодействия в условиях отсутствия прямой дипломатической коммуникации, использование дипломатических площадок других стран. В налаживании контактов отмечена положительная роль спортивных соревнований – VII-й Летней Универсиады 1973 г. в Москве и летней Олимпиады 1988 г. в Сеуле, деловых контактов главных библиотек Советского Союза и Республики Корея 1974 г. Полезными шагами в деле нормализации отношений между СССР и Южной Кореей можно считать и поездки отдельных граждан, и делегаций для участия в международных научных, культурных мероприятиях, проводимых в СССР, например поездка корейского музыканта Чон Мёнхуна в Москву, занявшего 2-е место в международном музыкальном конкурсе. Отмечено, что 1989 г. был насыщен корейско-российскими контактами: приезд корейской делегации и совещание по вопросам судоходства в Москве, где стороны договорились о принципах установления регулярных прямых водных маршрутов, вели речь о поездках в Южную Корею ряда статусных советских руководителей – директора Института США и Канады АН СССР Г. А. Арбатова и директора Института востоковедения М. С. Капицы; затем вторая поездка Ким Ён Сама в СССР и его встреча с М. С. Горбачевым. Обмен делегациями завершила встреча М. С. Горбачева и Ро Дэ У в июне 1990 г., было принято решение об установлении дипломатических отношений между СССР и РК. Договор об установлении дипломатических отношений был подписан 30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке.

ПОЛИТИКА 

76-90 11
Аннотация

Страна кленового листа представлена этническими группами практически из всех стран мира. Свой вклад в её развитие внесли и выходцы из России. Крайняя разнородность русскоязычного населения, по разным причинам и в разных условиях переселявшегося в Канаду в течение полутора столетий, его неодинаковая идейно-политическая, религиозная ориентация, социально-классовая принадлежность, образовательный, профессиональный и культурный уровень детерминировали максимальную мозаичность и разобщённость общины, что препятствовало её превращению в активного и весомого участника канадской общественной, политической и культурной жизни. Бережное сохранение и продвижение многими этническими общностями Канады своей культуры, обычаев и традиций, поддержка государства и общества развития этого «многоцветья культур» предопределили изменения и в русскоязычных общинах. Создание по всей стране организаций, центров широкого спектра деятельности, в том числе поддержки соотечественников, сохранения и продвижения русской культуры, свидетельствуют о наметившейся тенденции к её консолидации и интеграции в канадское общество как русских канадцев. Немаловажным фактором этого процесса становится поддержка Россией этнокультурной и духовной самоидентификации соотечественников как одно из ключевых направлений её внешней политики. В статье рассматривается процесс институционализации русскоязычного сообщества в Канаде, его консолидации в последние десятилетия в условиях изменения состава иммигрантов, политики мультикультурализма как модели национальной интеграции, опирающейся на признание культурного многообразия этносов в качестве основы национального единства, эволюции отношения российского общества и государства к зарубежным соотечественникам.

91-106 39
Аннотация

Рассматривается освещение событий антияпонской войны китайского народа (1937–1945 гг.) газетой Тихоокеанского флота «Боевая вахта» (г. Владивосток). В это время Советский Союз предоставлял Китаю не только военную, материальную помощь, но и оказывал моральную поддержку, в том числе через средства массовой информации, рассказывая о национально-освободительной войне китайского народа. Отмечено, что во время войны Гоминьдан и Коммунистическая партия Китая создали антияпонский национальный единый фронт и объединились против японских захватчиков. Китайский народ мужественно боролся за свою свободу и национальную независимость. Газета высоко оценила деятельность Коммунистической партии Китая и её борьбу с японскими захватчиками в трудных условиях. Но во время антияпонской войны правительство Гоминьдана не отказывалось от антикоммунистической политики. Газета критиковала коррупцию в правительстве Гоминьдана и его неспособность вести активные действия в середине и конце войны; публиковала факты, как Ван Цзинвэй вступил в сговор с японскими захватчиками. 26 января 1940 г. «Боевая вахта» приводила текст соглашения, подписанного между Ван Цзинвэем и японцами. Подчёркивается, что газета «Боевая вахта» цитировала сообщения из китайских газет, то есть показывала дальневосточникам, как китайские газеты осуждают предательские действия марионеточного режима Ван Цзинвэя. «Боевая вахта» в подробностях сообщала также и о причинах, процессе и результате советско-японской войны – последних военных действиях в рамках Второй мировой войны.

ПРАВО 

107-124 23
Аннотация

Антимонопольное регулирование, противодействие картелям и недобросовестной конкуренции являются одними из актуальных направлений государственной политики во всех странах с рыночной экономикой или переходящих к таковой. Среди них Япония, Республика Корея и КНР страны, каждая из которых имеет сложившуюся и развивающуюся систему нормативных правовых актов, направленных на защиту конкуренции. Антимонопольное и конкурентное законодательство этих стран построено с учетом мирового опыта противодействия различного рода ограничениям конкуренции, имеет в своем арсенале разные способы защиты, включая программы смягчения ответственности хозяйствующих субъектов при их активном содействии раскрытию нарушений. Уголовно-правовые средства противодействия ограничениям конкуренции существуют во всех рассматриваемых юрисдикциях. При этом уголовная ответственность наступает за широкий перечень нарушений. Помимо наказаний в виде лишения свободы (с принудительным трудом или без такового) и (или) штрафов в ряде случаев предусмотрена конфискация преступного дохода. Анализ антимонопольного, конкурентного законодательства и уголовного законодательства этих стран представляет как научный, так и практический интерес для российского законотворчества и правоприменения.

125-140 14
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы определения предмета преступлений, предусмотренных статьями 250 и 252 УК РФ, а также обстоятельств мест совершения преступления и, что немаловажно, рассматривается понятие водного объекта. На основе анализа нормативных правовых актов дана характеристика морской среды, рассмотрено понятие исключительной экономической зоны. Теоретические положения подкреплены рассмотренными точками зрения видных учёных в сфере экологии. В ходе исследования сделаны выводы о целесообразности замены термина «морская среда» на термин «водный объект», который, в свою очередь, изменит суть уголовно-правовой нормы, содержащейся в ст. 252 УК РФ.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖИЗНЬ 

141-147 13
Аннотация

Интервью было дано председателем Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом (ВКСРС), Михаилом Дроздовым (г. Шанхай) пресс-центру ВКСРС в феврале 2020 г., во время обсуждения поправок в Конституцию РФ, незадолго до Всероссийского голосования за поправки в Конституцию. Одна из поправок коснулась и соотечественников, проживающих за рубежом. М. Дроздов ответил на вопросы: для чего был создан ВКСРС, какие функции выполняет, как строится его работа; насколько необходимо включить термин «соотечественник» в текст Конституции РФ и др. Он предлагает посвятить всемирную конференцию соотечественников, намеченную на осень 2020 г., деловой повестке – выстраиванию бизнес-мостов между соотечественниками, Россией и российскими регионами, а также отмечает, что ВКСРС недавно учредил почётный знак, которым будут награждаться выдающиеся соотечественники, те, кто ярко проявил себя, внёс значительный вклад в движение соотечественников.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-3274 (Print)
ISSN 2499-9474 (Online)