Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск
Том 22, № 1 (2020)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИКА 

15-29 46
Аннотация

В статье проанализирована роль Азиатско-Тихоокеанского региона в экспорте нефти и газа из России. Оценен экспортный потенциал восточных регионов России. Уделено внимание транспортной инфраструктуре экспортного назначения, охарактеризован трубопроводный транспорт на востоке России, проанализирована доля объёма транспортировки углеводородов в совокупном производстве энергоносителей в России. Изучена динамика изменения стоимостной структуры экспортируемых энергоносителей из России. Авторами исследована также структура потребления и производства энергоносителей в странах АТР, Северной Америки и Европы. Отдельно рассмотрены мировые рынки нефти и газа, а также перспективы сотрудничества со странами АТР в энергетической сфере.

30-45 190
Аннотация

В статье рассматриваются основные направления, тенденции и перспективы приграничного и регионального сотрудничества Монголии и России (на примере Республики Бурятия). Дан исторический экскурс приграничного сотрудничества, который позволил реконструировать давние торгово-экономические и добрососедские связи между Россией и Монголией. На основе статистических данных по состоянию на 2018–2019 гг. проведён анализ динамики двухстороннего торгового оборота, инвестиционного сотрудничества и современного состояния торгово-экономического сотрудничества Республики Бурятия и Монголии. Установлено, что в рамках реализации трёхстороннего экономического коридора «Россия – Монголия – Китай» приграничное сотрудничество между Монголией и Республикой Бурятия имеет высокий потенциал экономического и инвестиционного развития. Особое внимание уделяется существующим препятствиям в приграничном российско-монгольском сотрудничестве и анализируются пути их преодоления. Сделан вывод, что Республика Бурятия среди приграничных регионов РФ является основным торгово-экономическим партнёром Монголии, развивает культурные, образовательные и гуманитарные связи.

46-60 14
Аннотация

Важной причиной оттока трудоспособного населения, помимо низкого уровня развитости инфраструктуры, является сравнительно более низкий уровень заработных плат по сравнению с другими регионами. Существует ли межрегиональная взаимосвязанность между величинами заработных плат? C одной стороны, возможно наличие положительной пространственной корреляции. Так, повышение оплаты труда в соседнем регионе приведет к тому, что у рабочих появятся стимулы к переезду в этот регион, что, в свою очередь, может привести к дефициту рабочих в рассматриваемом регионе, что, в свою очередь, создаст стимулы для местных компаний повысить оплату труда. С другой стороны, положительная пространственная корреляция может и не наблюдаться или быть незначимой, например, в случае наличия тех или иных барьеров, препятствующих переезду из одного региона в другой. В статье был произведен пространственно-авторегрессионный анализ взаимосвязанности региональных заработных плат в отраслевом разрезе, позволяющий ответить на вопрос, увеличится или уменьшится величина заработной платы в регионе в конкретной отрасли при увеличении соответствующего показателя в соседних регионах при прочих равных условиях. В рамках моделирования было в том числе оценено влияние на заработную плату некоторых социально-экономических факторов. К их числу относятся уровень образованности, доля пенсионеров, коэффициент демографической нагрузки, уровень развития финансовой инфраструктуры в регионе, уровень безработицы, производительность труда. Основной новизной работы представляется использование моделей пространственной авторегрессии, что помимо выявления пространственных взаимосвязей позволило получить более точные оценки коэффициентов, характеризующих влияние на заработную плату рассмотренных факторов ввиду того, что частично удаётся решить известные проблемы, связанные с наличием пропущенных переменных в классических регрессионных моделях. Для анализа были рассмотрены соответствующие региональные данные с 2012 г. по 2016 г. для 83 субъектов Российских Федерации по следующим отраслям: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; производство пищевых продуктов (включая напитки) и табака; строительство; оптовая торговля, включая торговлю через агентов; розничная торговля, государственное управление и военная безопасность, обработка древесины и производство изделий из дерева (кроме мебели). Положительная значимая пространственной корреляции была выявлена для всех рассмотренных отраслей, кроме оптовой торговли и обработки древесины. Полученные результаты и сформулированные выводы в дальнейшем могут применяться органами государственной власти при реализации мер социально-экономической политики, направленных на регулирование рынка труда, в том числе мер по привлечению и удержанию кадров на конкретной территории.

61-73 24
Аннотация

Статья посвящена анализу экономической природы цифровых платформ. В ней сопоставляются два механизма перераспределения экономических ресурсов – классический рыночный и властный внутрифирменный. Экономическая природа цифровых платформ связывается с развитием квазиинтегрированных структур. Обосновывается положение о том, что платформа не является в полном смысле традиционной фирмой, а представляет собой существенный компонент квазиинтегрированной экономической структуры, которая выносит внутрифирменные властные отношения за свои пределы и способна трансформировать рыночную организацию производства по ряду направлений. Платформа по сути своей организации опирается на формы работы на заказ потребителя, получившие развитие в постиндустриальной или информационной экономике. Она способна формировать спрос в виде поступления потока заказов от непосредственного потребителя. Цифровые платформы изменяют экономический статус фирм, действующих внутри неё, существенно ограничивая их обособленность. Это приводит к доминированию платформы как на отраслевом рынке, так и по отношению к фирмам, которые взаимодействуют на её основе.

ПОЛИТИКА 

74-89 64
Аннотация

Цифровизация государственного управления затрагивает взаимоотношения органов исполнительной власти с физическими и юридическими лицами во всех сферах жизнедеятельности и преследует двуединую цель: противодействие коррупции и обеспечение законных интересов частных лиц во взаимоотношениях с публичной администрацией. В статье дается характеристика цифровой трансформации административно-политической сферы на примере государственного контроля в таможенной, миграционной сфере. Расширению свободы предпринимательства, снятию ограничений для развития бизнеса способствует предоставление большинства государственных услуг предпринимателям и юридическим лицам в электронной форме, появление «Платформы для работы с обращениями предпринимателями». Учитывая важность социально-культурной сферы в формировании социально и юридически ответственного гражданина РФ, поднимается вопрос глобальной цифровой трансформации образования и просвещения в интересах обучающихся в плане создания основанной на принципах равенства и открытости возможностей безграничной образовательной среды, а также доступности педагогам передовых образовательных программ для обеспечения применения индивидуальных подходов к обучению. Цифровизация внутриаппаратных отношений, связанных с государственной службой, позволяет решать вопрос соответствия чиновников предъявляемым требованиям и совершенствования кадровой политики в направлении обеспечения продвижения современных профессиональных кадров.

90-102 40
Аннотация

В статье анализируются и раскрываются источники региональной правовой системы. Наряду с основными и текущими законами субъектов Российской Федерации, в числе источников региональной правовой системы признаются те договора и соглашения, которые не противоречат Конституции Российской Федерации. Правовое регулирование вопросов, за решение которых несут ответственность Российская Федерация и образующие её субъекты, осуществляется в особом правовом режиме. Активизация договорной практики между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектами на основе принципа субсидиарности, рассматриваемая в работе, будет способствовать развитию федеративных отношений, формированию федеративного государства, национальной и региональной правовых систем, более эффективному решению социально-экономических и иных задач.
В число источников региональной правовой системы предлагается включить нормы неписаного права. Рассматривается их значение в регулировании общественных отношений. Эти суждения более всего касаются национальных республик, где в регуляции социального поведения всё ещё важное место занимают нормы традиционного общества – обычаи, традиции, составляющие основу неписаной Конституции и отражающие представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Они же способствуют преемственности поколений в передаче правовых ценностей, правовых знаний, умений, навыков и правового опыта. Поэтому весьма важно учитывать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Автор приходит к выводу, что в Конституцию РСО – Алания необходимо включить отдельную статью с наименованием «Правовая система Республики Северная Осетия – Алания». Её содержание сформулировать следующим образом: 1. Республика Северная Осетия – Алания имеет свою правовую систему. 2. Источниками правовой системы Республики Северная Осетия – Алания являются: Конституция; законы; нормативно-правовые акты; общепризнанные принципы и нормы международного права; международные соглашения Республики Северная Осетия – Алания; договоры и соглашения РСО – Алания с федеральными органами государственной власти, а также субъектами РФ; осетинские обычаи.

ПРАВО 

103-117 23
Аннотация

Развитие технологий автономного автотранспорта является одним из приоритетов в технологическом развитии Российской Федерации. Несмотря на прогресс в данной сфере, вряд ли можно говорить о значимых успехах России во внедрении использования автономного транспорта на дорогах общего пользования. В основе данного исследования лежит утверждение, что правовой режим является либо катализатором, либо замедляющим фактором развития сферы автономного автотранспорта.
Цель исследования – провести анализ правовых норм в сфере тестирования и эксплуатации автономного автотранспорта в Европе. Авторы полагают, что исследуемые европейские страны имеют достаточно проработанную нормативную базу в данной сфере, поэтому их опыт может быть полезен в разработке и модификации российской правовой базы для регулирования отношений в сфере использования автономного автотранспорта. Задачи исследования: а) определить нормативную базу, связанную с регулированием отношений по тестированию и эксплуатации автономных транспортных средств; б) выявить позицию лидирующих европейских стран, связанную с вопросами необходимости регулирования таких отношений; в) оценить перспективы возможности заимствования положительной практики регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений в правовую действительность Российской Федерации.
Методологической основой исследования послужили диалектический метод познания, общенаучные методы абстрагирования, анализа и синтеза, а также специальные юридические методы (сравнительно-правовой, логико-юридический и др.).
В статье делается вывод, что в процессе создания нормативно правовой базы власти стремятся детально урегулировать исследуемую область общественных отношений. Рассмотренные страны имеют практически схожую модель регулирования, с жёсткими нормативными рамками. Авторы полагают, что некоторые ограничения являются неблагоприятными для развития сектора цифровой экономики. Тем не менее, опыт европейских стран может быть использован в России в первую очередь для определения проблемных точек регулирования и организации контроля за тестированием и использованием автономного автотранспорта.

118-130 33
Аннотация

В статье анализируется китайский опыт обеспечения кибербезопасности за последние 20 лет. Отмечается, что за два прошедших десятилетия Китайская Народная Республика предприняла ряд последовательных шагов политико-правового характера в направлении обеспечения кибербезопасности в условиях новых и нарождающихся угроз. Особое внимание в контексте изучения правового механизма обеспечения кибербезопасности уделено изучению специальных нормативных положений Закона КНР о борьбе с терроризмом от 1 января 2016 г. и Закона о кибербезопасности КНР от 7 ноября 2016 г. Закон КНР о борьбе с терроризмом регламентирует ряд специальных мер, направленных на ограничение прав и свобод, связанных с получением и распространением информации определённого содержания. В частности, это проявляется в установлении запрета на распространение взглядов и идей, которые противоречат официальной позиции властей во время чрезвычайной ситуации, и контроля над интернетом, радио и телекоммуникациями в условиях ликвидации последствий совершённого террористического акта. Закон о кибербезопасности КНР регламентирует общие обязательства для трёх категорий субъектов, к которым предъявляются особые требования по обеспечению информационной безопасности. К таковым субъектам относятся сетевые операторы (network operators), операторы критически важной информационной инфраструктуры (critical information infrastructure operators, CII Operators) и поставщики сетевых продуктов и услуг. В статье отмечается, что КНР проводит также политику в установлении и совершенствовании стандартов сетевой безопасности, которые представляют собой минимальные требования к качеству защищённости шифрования, персональных данных, важной информации, безопасных и контролируемых продуктов и услуг, многоуровневых схем безопасности, объектов критически важной информационной инфраструктуры и трансграничной передачи данных. Обосновывается вывод о том, что, хотя КНР и предприняла последовательные шаги в политико-правовом обеспечении кибербезопасности, однако в законе имеются положения, вызывающие нарекания с позиции несовершенства юридической техники и вероятного ущемления интересов третьих лиц.

131-141 44
Аннотация

В статье представлены важные данные в целях уточнения регулирования во Вьетнаме государственно-конфессиональных отношений в контексте создания новых государственных типов учреждений в истории Вьетнама. Чтобы прояснить эту правовую корректировку, автор поставил перед собой следующие три основные задачи: определить предпосылки для принятия законодательства о религии в течение указанного периода; проанализировать содержание законодательства о религии на протяжении всего этого исторического периода; выяснить значения этих правовых положений. Автор изучил все важные юридические документы, изданные государством по вопросам веры, вероисповедания и религии. Материалы исследования также основаны на работах западных и восточных авторов, пишущих о Вьетнаме в этот исторический период. Логические методы (анализ, синтез, абстракция) и исторический метод в юриспруденции являются основными методами, применяемыми автором в данном исследовании. Результаты исследования показали, что: (1) законодательство об отношениях между государством и религиозными организациями в период 1945–1975 гг. регулировалось во Вьетнаме ролью президента Хо Ши Мина в идее солидарности религии в блоке единства нации, практическим положением религии во Вьетнаме и правовой основой того времени; (2) содержание правового регулирования было упомянуто во Вьетнамских конституциях и Указе Президента № 234 от 14 июня 1955 г. о религиозных вопросах и соответствующих правовых документах с прогрессивными положениями о свободе вероисповедания и религии, правах и обязанностях государства и религиозных организаций в определённых областях общественной жизни; (3) значение законодательства в данный период проявляется в создании механизмов для защиты права на свободу убеждений и религии, в создании модели светского государства, в пропаганде цивилизованного поведения в отношении религиозных вопросов и во вьетнамском законодательстве, направленном на модернизацию. Изучение государственно-конфессиональных отношений важно в процессе выработки политики в отношении религии в современный период, а также способствует прояснению процесса правового регулирования этих отношений в истории вьетнамского законодательства.

142-153 165
Аннотация

В представленной научной работе анализируются все изменения санкций норм главы 26 УК РФ «Экологические преступления», внесённые законодателем с момента принятия действующего уголовного кодекса Российской Федерации по настоящее время, а также изменения медианы санкций по наиболее строгому виду наказания – лишению свободы на определённый срок – в каждой части каждой статьи составов рассматриваемых преступлений. Проведённое по данной методике исследование позволило наглядно продемонстрировать изменения оценки законодателем степени общественной опасности конкретных экологических преступлений на протяжении всего периода действия УК РФ, выявить расхождения в её оценке между смежными составами, а также в соотношении основного и квалифицированного составов. Кроме того, сделан вывод о том, что, несмотря на общую тенденцию к гуманизации и ослаблению уголовной репрессии, на сегодняшний день в рассматриваемой сфере наблюдается перевес пенализационных процессов над депенализационными, за счёт повышенного законодательного интереса к так называемым составам браконьерства.

154-170 51
Аннотация

Статья посвящена теоретическим и законодательным проблемам последствий экологических преступлений, которые в уголовном праве РФ выступают в одной из трёх ролей: во-первых, криминообразующего признака; во-вторых, квалифицирующего (особо квалифицирующего) признака и, в-третьих, обстоятельства, отягчающего наказание. Кроме того, они являются основанием межотраслевой дифференциации ответственности. В связи с этим рассмотрены общие проблемы понятия последствий, их терминологического обозначения, соотношения имеющихся по этому поводу понятий между собой, места последствий в структуре состава преступления; проанализированы технико-юридические приёмы, положенные в основу отражения в уголовно-правовых нормах рассматриваемого признака: 1) внешнее его проявление: 2) тип изменений общественных отношений (объекта преступления); 3) содержание общественных отношений, претерпевших изменения в результате экологического преступления. Высказано мнение относительно правомерности создания составов реальной опасности.
Особое внимание уделено такому преступному последствию, как ухудшение качества окружающей среды, которое терминологически в законе обозначено по-разному: существенное изменение радиационного фона; загрязнение, отравление, заражение, деградация компонентов окружающей среды либо природы в целом; кроме того, один и тот же термин «загрязнение» используется как для характеристики деяния (ст. 250, 252, 254, ч. 2 ст. 261), так и последствий (ч. 2 ст. 247, ч. 1 ст. 251).
Рассмотрены проблемы отражения в уголовно-правовых нормах гл. 26 УК РФ физического вреда, в том числе эпидемии, преступного последствия в виде утраты компонента природной среды или природного объекта (гибели животных, рыбы или других водных биологических ресурсов, популяций организмов; причинения существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, водным биологическим ресурсам, окружающей среде; распространения эпизоотий; уничтожения или повреждения в значительных размерах кормовых запасов, лесных насаждений).



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-3274 (Print)
ISSN 2499-9474 (Online)