Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск
Том 22, № 3 (2020)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИКА 

15-32 110
Аннотация

Применение современных цифровых технологий в процессе налогового администрирования не только открывает новые возможности, но создаёт дополнительные налоговые риски как для государства, так и для налогоплательщиков. В статье проведено исследование налоговых рисков в условиях цифровизации экономики. Целью данного исследования является идентификация и систематизация налоговых рисков, а также разработка критериев их оценки в условиях цифровизации. В работе использованы методы логического и системного анализа налоговых рисков в условиях цифровизации экономики, проведён контент-анализ публикаций и синтез лучших практик цифровизации налогового администрирования, а также исследование практики применения цифровых технологий в целях минимизации налоговых рисков.

33-50 52
Аннотация

С увеличением темпов глобализации, развитием транспортных и информационных технологий, вовлечением в международную торговлю большого количества компаний разного размера всё более широкий спектр факторов оказывает влияние на объём и географическую направленность торговли. В этой статье проверяется гипотеза, что при выходе на зарубежные рынки важную роль, наряду с географической дистанцией и ВВП стран-партнёров (классическая гравитационная модель) должна играть так называемая «психологическая дистанция». Сингапур, Гонконг, Республика Корея и Тайвань – экономики Азиатско-Тихоокеанского региона, которые показывали впечатляющие результаты развития с конца XX в. Одна из причин быстрого роста - ориентированность экономик на экспорт. В структуре внешней торговли «азиатских тигров» первичные товары составляют не более 2%. В то же время, экспорт именно производственных товаров, для которых характерно непостоянство качества, неоднородность и наличие специфических характеристик, должен быть подвержен сильному влиянию психологической дистанции. Успех таких товаров на иностранном рынке во многом зависит от индивидуальных качеств товара и маркетинговой стратегии продавца. В данной статье представлены результаты исследования влияния ряда факторов, помимо лежащих в основе гравитационной модели, на экспортные потоки четырёх «азиатских тигров» - Сингапура, Гонконга, Южной Кореи и Тайваня в 88 стран. С помощью регрессионного анализа была протестирована связь между независимыми переменными (культурная дистанция, прочие определяющие факторы психологической дистанции, разница во времени и наличие соглашений о свободной торговле) и объёмом экспорта в каждую из 88 торговых стран-партнёров. В качестве контрольных переменных выступили показатели гравитационной модели (физическое расстояние и ВВП). По результатам исследования авторы пришли к выводу, что полная картина зависимости экспортных потоков, в частности от психологической дистанции, неоднозначна. Возможно, существующие модели измерения психологической дистанции на уровне страны требуют изменений, пересмотра включаемых факторов.

51-67 55
Аннотация

В статье рассматривается динамика развития российско-китайской торговли, расширению которой способствует целый ряд факторов, включая снижение взаимных торговых ограничений, действие антироссийских торговых санкций со стороны западных стран, реализацию совместных проектов в энергетике. Автор отмечает, что при сохранении очевидного приоритета сотрудничества в нефтегазовой сфере идёт работа по диверсификации экспорта в части его неэнергетического сектора, а именно – развития экспортного потенциала отечественного агропромышленного комплекса. Динамичной сферой российско-китайских торговых отношений становится международная торговля услугами, что обусловлено бурным развитием туризма и ростом взаимного коммерческого присутствия.Однако в ситуацию вносит коррективы распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Обстановка высокой степени неопределённости в мире, где постепенно большинству стран пришлось прибегнуть к чрезвычайным мерам, закрывая государственные границы, приостанавливая производство, вводя серьёзные ограничения перемещения и тотальный контроль, уже негативно сказалась на ряде направлений двусторонней торговли.

68-88 29
Аннотация

Особую актуальность в современных условиях приобретают вопросы оценки влияния внутренних социально-экономических факторов на минимизацию риска потери потенциала взаимных торговых потоков субъектов России со странами-партнёрами. Данный риск был выделен и количественно оценен в рамках большого вызова, стоящего перед Российской Федерацией по преодолению консервативности внешнеэкономической деятельности с целью догнать страны-лидеры по продвижению продукции на мировые рынки. Для определения ключевых факторов, оказывающих влияние на риск потери потенциала торговых потоков, был сформирован априорный набор статистических показателей. С помощью корреляционного анализа была рассчитана матрица парных коэффициентов корреляции и был сформирован апостериорный набор предикторов, оказывающих набольшее влияние на зависимую переменную. В статье представлены три модели: сквозной регрессии, с фиксированными эффектами, со случайными эффектами. Представленное сравнение трёх построенных моделей показало, что наиболее предпочтительной для описания изменчивости риска потери потенциала взаимных торговых потоков от выделенных факторов является модель с фиксированными эффектами. Авторами были построены детализированные модели с фиксированными эффектами с учётом влияния индивидуальных особенностей субъектов России, временных эффектов, а также модель, учитывающая их одновременное влияние. Доказано, что безусловно индивидуальные эффекты субъектов РФ оказывают значимое влияние на изменение риска потери потенциала взаимных торговых потоков, в особенности это является актуальным для Дальневосточного федерального округа (ДФО) ввиду неразвитости инфраструктуры, отдалённости от центральной части России, высокими миграционными оттоками постоянного населения в сочетании с его естественной убылью, недостаточным уровнем жизни населения, а также низкой покупательной способностью жителей региона.

89-100 35
Аннотация

Обоснована актуальность организации электронной промышленности. Приведены системные проблемы в электронике России. Рассматривается возможность формирования в Дальневосточном регионе полюса развития электронной промышленности преимущественно с использованием малого и среднего бизнеса. Сформулированы предложения по развитию российского малого бизнеса в рассматриваемой сфере. Основой такого национального проекта является формирование свободной экономической зоны на Дальнем Востоке России. Представлен подход к формированию трансграничной свободной экономической зоны развития предпринимательства в высокотехнологичной сфере в районе реки Туманная. Обсуждены выгоды от реализации проекта в рамках международной особой экономической зоны «Туманган». Описаны преимущества организации высокотехнологичной предпринимательской деятельности с учётом эксплуатации нового транспортного коридора через СЭЗ «Туманган» в Евро пу по Северному морскому пути. Представлен подход к решению проблемы увеличения числа рабочих мест путём создания предприятия электронной промышленности в СЭЗ на Дальнем Востоке России, которое может быть осуществлено в рамках межкорейского сотрудничества, в условиях соблюдения трудовых отношений и резолюций совета безопасности ООН. Обоснована актуальность выработки современных методов по противостоянию пандемии COVID-19. Исследован южнокорейский подход к разработке государственной политики по борьбе с коронавирусом. Авторы статьи могут утверждать, что южнокорейский подход к социально-экономическому противодействию COVID-19 имеет достаточные основания для применения в России на региональном и муниципальном уровнях.

ПОЛИТИКА 

101-125 297
Аннотация

Рассматриваются исторические этапы сближения двух стран, установление дипломатических отношений между Республикой Корея и СССР, формирование определённой политики Республики Корея по отношению к Дальнему Востоку России. Авторы приводят примеры сотрудничества, такие как строительство корейско-российского промышленного комплекса в свободной экономической зоне «Находка», расширение инвестиций в рыбный и сельскохозяйственный секторы, использование передовых технологий на Дальнем Востоке и в Сибири и др. Подчёркивается значимость тесной связи корейского порта Пусан и российского порта Владивосток в успешном развитии торгово-экономических отношений двух стран. Приводится мнение Комитета экономического сотрудничества по северному направлению при президенте Кореи о том, что 2020 г. станет Годом активного сотрудничества по северному направлению, если сконцентрировать все возможности для достижения целей «Новой северной политики» по формированию механизма будущего роста, а также по созданию основы для объединения двух Корей.

126-136 72
Аннотация

Оживление Северо-Востока Китая – его старой промышленной базы, превратившейся за годы открытости и реформ в отстающую периферию, является одной из наиболее важных и, одновременно, сложных задач в рамках государственной политики управления региональным развитием. Попытки системного решения этой задачи руководством страны начали предприниматься с начала 2000-х годов. Нельзя утверждать, что инициативы, связанные с усилиями по преодолению периферийности Северо-Востока, за прошедшие годы оказались безрезультатными. В то же время говорить о радикальном переломе негативных тенденций в развитии этого региона довольно затруднительно. Очевидным подтверждением того, что цель «оживления» Северо-Востока всё ещё далеко не достигнута, могут служить все новые инициативы в этом направлении. Нынешняя администрация во главе с президентом Си Цзиньпином, подтверждая сохраняющуюся актуальность проблемы оживления северо-восточного региона, в августе 2014 г. и апреле 2016 г. анонсировала обновление планов решения этой задачи. В данной статье рассматриваются общие подходы и промежуточные итоги государственной политики оживления Северо-Восточного региона КНР, позволяющие сделать некоторые выводы относительно её сильных сторон и недостатков. Предпринятый анализ подтверждает актуальность, как минимум, нескольких важных выводов. Во-первых, достигнутые позитивные изменения в развитии экономики и социальной сферы региона подтверждают значимость согласованной и всесторонней стратегии для управления региональным развитием. Во-вторых, важным обстоятельством, огра ничивающим эффективность предпринимаемых усилий, стало долго сохранявшееся упрощённое представление о возрождении старой промышленной базы. Оно сводило эту задачу к проблеме промышленных технологий без учёта важности системной реформы и институциональных инноваций. И, в-третьих, подход, опирающийся преимущественно на согласованные правительственные усилия сверху вниз, вовсе не является гарантией успеха. Таким образом, опыт прошедших лет ясно показывает, что успешное решение задачи оживления китайского «ржавого пояса» возможно только в рамках целостного регионального проекта, объединяющего цели экономического роста, социального прогресса и улучшения экологии, равно как и усилия множества акторов на национальном и локальном уровнях.

ПРАВО 

137-145 40
Аннотация

В представленной научной работе анализируются проблемы квалификации субъективных признаков статьи 2631 УК РФ. Установлено, что данная норма была изменена в части субъекта преступления, а именно – была введена уголовная ответственность за несоблюдение требований в области транспортной безопасности пассажирами и иными лицами, т.е. лицами, обладающими признаками общего субъекта преступления. В качестве квалифицированных признаков анализируемой нормы была введена уголовная ответственность за групповое совершение данного преступления при наличии неосторожной формы вины, а именно - группа лиц по предварительному сговору и организованная преступная группа. Мы считаем, что введение соучастия в такого рода преступлениях представляет серьёзную проблему для последующего применения статьи 2631 УК РФ на практике, поскольку квалифицировать в случае нарушений указанных в рассматриваемой нами норме специальных правил по указанным в частях третьей и четвёртой признакам будет практически невозможно. Нам видится, что основная проблема ответственности соучастников за нарушение требований в области транспортной безопасности состоит в необходимости установления двух важных моментов: 1) ограничение круга специальных субъектов анализируемого состава преступления и его отражение на ответственность других соучастников; 2) оценка уголовно-правовой характеристики роли субъекта и других соучастников преступления. Сделан вывод о том, что соучастие по исследуемой нами норме возможно лишь в тех случаях, когда исполнителем данного преступления является специальный субъект. Остальные лица подлежат уголовной ответственности как организатор, подстрекатель или пособник. Полагаем, что следует исключить данные квалифицированные признаки из исследуемого нами состава и говорить о неосторожном сопричинении, а не о соучастии.

146-156 59
Аннотация

В статье рассматривается пагубный характер коррупции как угрозы национальной безопасности России, с учётом данных Индекса Восприятия Коррупции, опубликованного международной неправительственной организацией Transparency International. Исследуется система мер по противодействию коррупции в Сингапуре. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью применения в Российской Федерации передового опыта развитых стран, успешно применяющих антикоррупционные механизмы. Целью работы является исследование нормативного регулирования противодействия коррупции в Сингапуре; анализ нормативно-правовых актов Сингапура, образующих основу реализации антикоррупционной политики Сингапура. В качестве методологической основы исследования выступают общенаучные методы познания (анализ, обобщение, аналогия, классификация, сравнение), системный и историко-сравнительный методы. В результате исследования проведён анализ основополагающих нормативно-правовых актов Сингапура в сфере противодействия коррупции. Выявлены предписания уголовно-правового характера, содержащиеся в «позитивном» законодательстве. Выявлены тенденции деятельности публичных структур и частных организаций в сфере противодействия коррупции. Анализируются положительный международно-правовой опыт противодействия коррупции в Сингапуре, специфические методы и средства, широко апробированные и показавшие свою высокую эффективность. Описываются ключевые аспекты борьбы с коррупцией, принимаемые политическим лидером Сингапура с целью устранения коррупциогенных факторов в высших эшелонах власти. Автором рассматриваются законодательные особенности нейтрализации коррупционной угрозы. Анализируется положительный междуна родно-правовой опыт противодействия коррупции в Сингапуре, специфические методы и средства, широко апробированные и показавшие свою высокую эффективность. Описываются ключевые аспекты борьбы с коррупцией, принимаемые политическим лидером Сингапура с целью устранения коррупциогенных факторов в высших эшелонах власти. Анализируется положительный опыт применения в странах общего права института конфискации имущества in rem, что является формой решения традиционных уголовно-правовых задач гражданско-правовыми средствами и означает взыскание в доход государства имущества физического лица, если оно (имущество) существенно превышает источник его доходов и имеются подозрения, что оно нажито преступным путём. Научная новизна характеризуется проведением анализа правовой основы противодействия коррупции в Сингапуре; представлением с использованием компаративистского подхода результатов исследования нормативно-правовых актов Сингапура.

157-166 28
Аннотация

Спорт высших достижений является отражением экономического и политического влияния на международном уровне. Россия со времен СССР, являясь одним из мировых лидеров, занимала ведущие позиции в мировом спорте. Вместе с тем последние события в сфере крупных международных соревнований, серьёзные допинг-скандалы, отстранение ведущих спортсменов от соревнований показывают, что успех в современном спорте высших достижений неизменно связан с правильной трактовкой и реализацией на национальном уровне международноправовых норм, связанных с допингом. Особую роль занимает уголовно-правовая охрана «чистоты» спорта от преступных посягательств в сфере использования и оборота допинговых средств. Автором проанализированы основы законодательства Российской Федерации и Китайской Народной Республики в области противодействия применению запрещённых препаратов в спорте. Осуществлена оценка национального законодательства двух стран в контексте их соответствия международно-правовым договорам и соглашениям. Проведён сравнительный анализ действующих административных и уголовно-правовых норм. Систематизированы основные положения и подходы в правовом регулировании данной сферы в России и Китае. Отдельно рассмотрены нормы, регламентирующие уголовную ответственность за преступные деяния, в которых допинг является предметом преступления. Также в работе уделяется внимание уголовной политике в сфере борьбы с использованием допинга национальными спортсменами. Автор приходит к выводу, что две страны – на правильном пути, модифицируя нормы, касающиеся допинга, в соответствии с текущими реалиями спорта высших достижений. Несмотря на необходимость внесения некоторых изменений, в дальнейшем принятые меры в России и Китае должны дать положительный результат.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖИЗНЬ 

167-177 36
Аннотация

Как сообщал портал RUSSKIE.ORG, Институт Русского зарубежья начал новый проект – «Русские разговоры». В рамках этого проекта политолог, историк, директор Института Русского зарубежья Сергей Пантелеев1 будет обсуждать злободневные проблемы Русского мира с известными экспертами, учёными, политическими и общественными деятелями, живущими как в России, так и за рубежом. Первый разговор прошел 22 апреля 2020 г. с живущим в китайском городе Шанхае председателем Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом, Михаилом Дроздовым2. Портал RUSSKIE.ORG опубликовал полный текст разговора, с которым мы знакомим читателей нашего журнала.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-3274 (Print)
ISSN 2499-9474 (Online)