Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск
Том 22, № 4 (2020)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИКА 

15-34 94
Аннотация

Гармоничное направление развития финансового рынка – это такое направление, при котором финансовая доступность способствует экономическому росту. Приоритетность развития доступности финансовых услуг в Российской Федерации была определена президентом ещё в 2007 г. и подтвердилась в 2010 г., когда Россия приняла на себя обязательства, задекларированные «Сеульским консенсусом Группы 20 в области развития для обеспечения всеобщего роста», которые касались развития инфраструктуры, роста доступности финансовых услуг. Развитие финансового рынка неразрывно связано с мерами по формированию инфраструктуры предоставления финансовых услуг, повышению финансовой грамотности граждан и предпринимателей, формированию устойчивого платёжеспособного спроса на финансовые услуги, эффективной защиты прав потребителей и т.д. Особое значение в вопросе доступности финансовых услуг занимает механизм её оценки. В статье предлагается методический инструментарий интегральной оценки доступности финансовых услуг. Авторы предлагают рассматривать финансовую доступность как многомерный динамический объект, потенциал которого рассчитывается по комплексу показателей, характеризующих разные компоненты финансовой доступности с учётом особенностей развития финансового рынка страны или региона, в том числе уровня цифровизации региональных финансовых рынков. Авторами представлены результаты проверки гипотезы о наличии взаимосвязи между финансовой доступностью и таким макроэкономическим показателем, как экономический рост. 

35-43 73
Аннотация
В статье представлен анализ динамики внешнеторговых связей Республики Бурятия с Монголией за последнее десятилетие. Рассмотрено как участие региона в формировании российско-монгольского товарооборота, так и место Монголии во внешнеторговых связях республики. В товарной структуре региональной торговли с Монголией обозначен тренд расширения номенклатуры экспорта и импорта, главным образом за счёт продуктов питания. Отмечается вовлечение во внешнеторговые связи малого и среднего бизнеса при поддержке региональных властей. Отдельно рассмотрена транспортно-логистическая среда в Республике Бурятия, где консолидируется значительная часть следующих в Монголию грузов со всех российских регионов.
44-59 64
Аннотация
В начале этого года неожиданная эпидемия COVID-19 нарушила жизнь людей во всём мире. Приостановлено развитие мировой экономики, международных торговых обменов, что привело к необходимости развивать экономику внутри стран. Приостановлено также заключение международных торговых контрактов и переговоров. Поиск путей выхода из затруднительного положения становится главной задачей для специалистов в области международной торговли. Благодаря быстрому развитию интернета, созданию электронной базы данных и использованию мобильной связи люди по всему миру повышают культуру потребления в сети интернет, используют возможности интернет-технологий, в том числе: электронную торговлю, рекламу услуг маркетинга, сайты для совместного сотрудничества. С помощью использования базы данных и международных сайтов в режиме онлайн возникают возможности для осуществления международных покупок в реальном времени. Под давлением эпидемии многие традиционные отрасли начали пытаться трансформировать онлайн-продажи, которые могут уменьшить убытки, вызванные эпидемией, и даже найти новые точки роста. Наступила эра «живых продаж». Можно предвидеть, что в будущем «живые» продажи охватят больше областей и станут одной из основных моделей продаж. Международная электронная торговля отличается от внутренней электронной торговли, и ей приходится сталкиваться со всё более и более сложными проблемами. В таких условиях наиболее актуальным является вопрос разработки путей развития международной электронной торговли.
60-77 39
Аннотация
Опережающие темпы роста объёмов сельскохозяйственного производства сопровождаются увеличением рисков потерь от наступления опасных случайных событий. Важнейшим механизмом защиты имущественных интересов сельхозпроизводителей является страхование. Между тем динамика развития сферы страховых услуг не соответствует темпам развития сельскохозяйственного рынка страны и региональных рынков. В этой связи для формирования эффективных управленческих решений, связанных с развитием сферы агростраховых услуг, необходимо выработать подходы к оценке её экономического потенциала. Практически значимая оценка экономического потенциала невозможна без формирования методологических подходов к определению покомпонентной структуры экономического потенциала, выбора показателей, характеризующих каждую компоненту для расчёта комплексного, интегрального показателя оценки экономического потенциала. В настоящей статье автором предпринята попытка на основании анализа существующих подходов к определению экономического потенциала сформулировать авторскую точку зрения на структуру экономического потенциала сферы страховых услуг для сельхозпроизводителей, в том числе сельхозпроизводителей, осуществляющих свою деятельность на региональных рынках. В статье обосновывается выбор показателей, характеризующих каждую компоненту экономического потенциала сферы агростраховых услуг, оказывающих наибольшее влияние на формирование ключевого показателя экономического потенциала – объёма собираемых страховых премий по страхованию рисков сельхозпроизводителей.

ПОЛИТИКА 

78-90 93
Аннотация
Данная статья посвящена анализу опыта решения конституционно-политического кризиса в Канаде. Авторы анализируют действия федеральной и провинциальной власти, Верховного суда, общественности по выходу из него и приходят к выводу о том, что все субъекты политического процесса, и в первую очередь федеральное правительство, проявили чрезвычайную осторожность и терпение, действуя в рамках конституционного права, содействуя тем самым дальнейшему укреплению в стране культуры политической толерантности. Рассуждения авторов имеют методико-прикладное значение для проведения реформ не только в области конституционного права, но и во всех сферах жизни российского общества и государства.

ПОЛИТИКА 

91-104 49
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению особенностей управления общественными финансами в парадигме устойчивого развития и влияния на социальные, экономические и экологические процессы в государстве. Концепция устойчивого развития была впервые рассмотрена в 1987 г., но в большинстве стран мира формирование социально-экономической политики на принципах устойчивости связано с принятием глобального документа «Цели в области устойчивого развития» (англ. Sustainable Development Goals). Швейцария является одной из стран, которая на законодательном уровне закрепила достижение устойчивого развития как национальную цель, реализуемую в рамках деятельности всех субъектов хозяйствования, в том числе в сфере управления общественными финансами. Посредством принятия Стратегии устойчивого развития осуществляется интеграция международных приоритетов развития в систему стратегического управления Швейцарии, которая затрагивает все уровни бюджетной системы. При формировании и изменении данного документа применяются трёхмерная модель устойчивого развития и модель основного капитала, суть которых раскрыта в статье. В ходе исследования было выявлено, что за период 2000–2020 гг. Швейцарии удалось повысить уровень устойчивости общественных финансов, а также социальную ориентированность: существенно снизились доля уровня государственного долга и объема дефицита федерального бюджета по отношению к ВВП, наблюдался рост доли расходов на социальное обеспечение, науку и образование. Применяемые меры контрциклической политики позволяют балансировать сальдо бюджетов бюджетной системы Швейцарии посредством установления бюджетных ограничений на размер расходной части, на которые оказывают влияние совокупность внешних и внутренних факторов. Текущий кризис, вызванный новой волной коронавирусной инфекции, отразился на финансовом результате федерального бюджета по итогам 2020 г. и изменил плановые показатели до 2024 г. В заключительной части проведен сравнительный анализ систем стратегического управления Швейцарии и России, выявлены проблемы отечественной системы. Обоснована возможность применения в российской практике швейцарских моделей с учётом особенностей нашей страны.

ПРАВО 

105-117 124
Аннотация
Авторы анализируют новеллу, введённую чуть менее года назад в Уголовный кодекс РФ, устанавливающую ответственность за воспрепятствование законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи. В работе авторы попытались обозначить и провести анализ некоторых проблем, связанных с особенностями конструкции нового состава преступления, прежде всего касающиеся элементов объективной стороны и реализации принципа субъективного вменения применительно к предвидению виновным общественно опасных последствий. Авторы констатируют, что конструкция состава преступления как материального с неизбежностью вызовет сложности в правоприменительной практике, связанные с необходимостью установления причинно-следственной связи между воспрепятствованием законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи и наступившими общественно опасными последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью или смерти потерпевшего. Работа содержит выводы о необходимости уточнения диспозиции нормы статьи 1241 УК РФ в части указания на конкретные формы медицинской помощи, воспрепятствование которой должно быть уголовно наказуемым. Авторы указывают на необходимость устанавливать в составе преступления, предусмотренном статьёй 1241 УК РФ, не только причинно-следственную связь между наступлением последствий, указанных в уголовном законе, и самим деянием, но и то обстоятельство, что по отношению к наступлению последствий у преступника должна быть установлена вина в форме неосторожности; делают вывод о недостаточном уровне законодательной техники при внесении изменений в УК РФ.
118-127 38
Аннотация
Статья посвящена вопросам исследования отдельных особенностей правового регулирования функционирования Свободного порта Владивосток и территорий опережающего социально-экономического развития путем создания благоприятных условий для иностранных инвесторов, вкладывающих свои или заемные средства в ведение предпринимательской деятельности в пределах данных особых зон. Авторы исследуют нормативную базу регулирования деятельности резидентов указанных территориальных зон, а также проводят анализ факторов, препятствующих повышению активности зарубежных инвесторов по осуществлению финансирования российской экономики и развитию Дальнего Востока. Так, в первую очередь проводится анализ истории нормативного регулирования вопроса привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Первый законодательный акт в данной области в современной истории был принят ещё во время существования СССР. В дальнейшем нормативная база, касающаяся данного вопроса, продолжала расширяться и совершенствоваться. Исследование касается вопроса льготного порядка создания в пределах вышеуказанных зон объектов инфраструктуры, предназначенных для обеспечения деятельности иностранных инвесторов. В частности, проводится анализ нормативного регулирования, устраняющего избыточное административное регулирование и ускоряющего процесс получения необходимых согласований. Кроме того, рассматривается вопрос преференций при предоставлении земельных участков резидентам, в том числе участков, относящихся к лесному фонду. В ходе исследования поднимается тема недостаточного регулирования порядка предоставления земельных участков, отнесённых к ведению Министерства обороны Российской Федерации. Далее исследуется тема обеспечения резидентов с иностранным участием рабочей силой. В этой связи анализируются порядок привлечения иностранной рабочей силы и соотношение данного льготного порядка с привлечением местных работников. Исследование включает также анализ нормативного регулирования материального обеспечения деятельности резидентов с иностранным участием, а именно – порядка таможенного регулирования поставок товаров и материалов из-за рубежа. Рассматривается вопрос предварительной подачи документов для таможенного оформления ввозимых резидентом материалов. Такой порядок упрощает и ускоряет дальнейшее использование ввезенных товаров. По результатам проведённого исследования делается вывод о том, насколько успешно действующее правовое регулирование в указанной сфере выполняет функцию по привлечению иностранного капитала.
128-137 59
Аннотация
В представленной работе анализируются вопросы создания и функционирования специализированного международного суда для уголовного преследования морского пиратства. Отмечается, что морское пиратство всё ещё представляет серьёзную опасность для морского судоходства. Несмотря на небольшой уровень снижения пиратских нападений, эффективное противодействие пиратским атакам сопряжено с целым комплексом проблем. Одной из причин недостаточности мер по борьбе с пиратством является отсутствие механизма уголовного преследования лиц, совершивших пиратские нападения. Авторами установлено, что существующие меры направлены лишь на преследование и задержание лиц, подозреваемых в совершении пиратства, либо на пресечение пиратских атак путем патрулирования, а также конвоирования морских судов силами военных кораблей. Однако остаётся нерешенной проблема отправления правосудия над захваченными пиратами. В работе анализируется весь комплекс проблем судебного преследования пиратов, которые подразделяются на следующие виды: 1) правовые – уголовное правосудие осуществляется лишь на национальном уровне; 2) процессуальные – трудности в сборе и оформлении доказательств, сложности в установлении личности задержанных, поиске переводчика, а также в предоставлении правовой помощи задержанным лицам; 3) организационно-финансовые – у большинства государств отсутствуют необходимые помещения для содержания задержанных лиц, наблюдается нехватка средств для осуществления правосудия над пиратами. Сделан вывод о том, что наличие у государств двусторонних соглашений по сотрудничеству в осуществлении правосудия над пиратами не является гарантией выполнения всех обязательств сторонами. Обосновывается идея создания специализированного международного суда на территории какого-либо государства, который будет заниматься делами лиц, подозреваемых в пиратстве.
138-151 75
Аннотация
Сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России страдает от широко распространяющихся мошеннических действий. Несмотря на то, что в отдельных странах Азиатско-Тихоокеанского региона накоплен богатый опыт законодательного противодействия преступному мошенничеству в сфере публичных закупок, в нашей стране он пока изучен недостаточно. В статье исследуется законотворческий опыт Республики Корея в противодействии преступным проявлениям мошенничества в сфере публичных закупок. Проведён юридический анализ норм отдельных законодательных актов Республики Корея, в которых представлена ответственность за преступные деяния в сфере публичных закупок. Особое внимание уделено преступлению, предусмотренному статьёй 315 Уголовного кодекса Республики Корея «Воспрепятствование проведению аукциона или торгов». Представлены позиции судебных органов Республики Корея в оценке отдельных признаков этого опасного преступления. Выявлена специфика законодательной регламентации ответственности за преступные деяния в сфере публичных закупок. В завершении анализа законотворческого опыта Республики Корея по противодействию мошенничеству при осуществлении закупочной деятельности государственными или муниципальными органами отмечено, что законодательство по борьбе с обозначенными преступными проявлениями развивается в этой стране «в ногу со временем». Сделаны выводы о том, что не все результаты рассмотренной законотворческой деятельности Южной Кореи в силу их своеобразия могут быть распространены и использованы при совершенствовании российского законодательства. Однако отдельные приёмы законодательного решения проблем противодействия преступным мошенническим деяниям в сфере публичных закупок, безусловно, небесполезны и для России. В частности, интерес для развития российского законодательства могут представлять отдельные приёмы юридической техники – к примеру, широкое установление законодательного запрета на осуществление разнообразных действий мошеннического характера в сфере закупочной деятельности, вплоть до признания таких действий уголовно-наказуемыми. Авторам представляется любопытным и установление в санкциях законодательных норм Республики Корея строгих видов и размеров наказания за преступное воспрепятствование проведению аукциона или торгов, которые в сочетании с реальным назначением сурового наказания дают возможность эффективно противодействовать мошенническим проявлениям в сфере публичных закупок.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-3274 (Print)
ISSN 2499-9474 (Online)