Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск
Том 24, № 1 (2022)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИКА 

15–37 49
Аннотация

Новая парадигма современности – креативная экономика породила новый поворот в исследованиях экономического развития и инноваций. Креативная индустрия – феномен современного экономического развития в постиндустриальном мире, который определяют как новый тип роста, даже в условиях экономического кризиса, благодаря так называемому «креативному классу». Именно креативная экономика стала рассматриваться как фактор устойчивого развития. Цель нашего исследования – рассмотреть способность креативной экономики в синергии с экономикой создавать самостоятельный сегмент рынка. Если учесть факт значительного влияния креативной экономики на экономический рост, то необходимо подробно разобраться в этих понятиях и процессах. На основании анализа исследований в работе предпринята попытка понять границы креативной экономики и её уникальные характеристики. Было выявлено, что креативные индустрии, которые традиционно определяются как отрасли, берущие начало в индивидуальном творчестве, навыках и талантах и обладающие потенциалом для обогащения и создания рабочих мест за счёт использования интеллектуальной собственности, ставят вопрос о некотором смещении понятия в сторону экономики знаний, расплывчатости креативной деятельности. Создается ощущение присутствия креативной экономики во всех отраслях, что делает её «ненаблюдаемой» экономикой.

38-47 39
Аннотация

В статье рассматриваются передовые российские и зарубежные технологии, которые способствуют снижению рисков антропогенных загрязнений в Арктике. Анализируются три группы инновационных технологий: технологии для глубоководной добычи, технологии ликвидации разливов нефти в Арктике и технологии, направленные на обеспечение экологической безопасности трубопроводного транспорта в Арктике. Ввиду специфики арктического региона рассмотренные технологии требуют дальнейшей доработки и эксплуатационных испытаний, поэтому видится важным научный вклад каждой страны Арктической восьмерки. В этой связи в статье показано, что поощрение обмена опытом между арктическими странами и содействие внедрению в регионе передовых инновационных экологических технологий являются стратегическими задачами России в рамках председательства в Арктическом совете в 2021–2023 гг., что подтверждает актуальность выбранной темы.

48-63 21
Аннотация

В статье обсуждаются проблемы комплексного воздействия топливно-энергетического комплекса в Азиатско-Тихоокеанском регионе на структуру и функционирование гидробиоценозов. Рассмотрены типы влияния на компоненты водной биоты как отдельных структур нефтегазовой отрасли энергетики, так и различных объектов энергетического сектора, относящихся к кластеру возобновляемой энергетики (в частности, к инфраструктуре ветровых и приливных электростанций). В рамках рассматриваемой проблемы обсуждаются механизмы реализации Международной Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов; в частности, приведены примеры трансформации объектов нефтегазодобывающей инфраструктуры путём создания из них искусственных рифов в соответствии с Протоколом, регулирующим вопросы вывода морских нефтяных платформ из эксплуатации. Отдельно затронут аспект восстановления численности популяций промысловых рыб и других ценных гидробионтов. Также в работе описаны негативные и позитивные эффекты, проявляющиеся в отношении компонентов биоразнообразия водных экосистем при функционировании различных энергетических объектов, расположенных на шельфе.

64-84 31
Аннотация

Китай, крупнейший в мире производитель парниковых газов (ПГ), стремится достичь углеродной нейтральности до 2060 г. Новые климатические цели Китая побудили три основные национальные нефтяные компании страны – Китайскую национальную нефтяную корпорацию (CNPC), Китайскую нефтехимическую корпорацию (Sinopec Group) и Китайскую национальную шельфовую нефтяную корпорацию (CNOOC) – укрепить свои климатические амбиции. PetroChina (флагманская дочерняя компания корпорации CNPC), которая уже поставила цель достичь почти нулевых выбросов к 2050 г., намеревается достичь пика выбросов углерода к 2025 г. Sinopec Corp. (флагманская дочерняя компания корпорации Sinopec Group) также намерена достичь пика выбросов углерода к 2025 г. и достичь углеродной нейтральности к 2050 г. CNOOC Ltd. (флагманская дочерняя компания корпорации CNOOC) планирует сократить свои выбросы парниковых газов на 16 процентов в период с 2020 г. по 2025 г. и стремится достичь пика выбросов углерода до 2030 г., а достичь углеродной нейтральности – до 2060 г. Для понимания того, как китайские ННК реагируют на изменение климата, в рамках данной статьи проведён анализ того, что компании делают для подготовки к энергетическому переходу. В частности, представлены три ННК Китая, рассматривается их деятельность, которую они определили как часть своих климатических программ до того, как Си Цзиньпин объявил о целях «30–60», объясняется, почему китайские ННК участвовали в этой деятельности, изучаются факторы, которые мешали им более активно реагировать на изменение климата до объявления целевых показателей «30–60», анализируются последствия поставленных Китаем целей «30– 60» для ННК с акцентом на 2020-е годы.

85-98 34
Аннотация

Пандемия COVID-19 оказывает значительное влияние на экономическое развитие, образ жизни населения и систему здравоохранения во всех странах мира. В данной статье мы попытались представить анализ ситуации с COVID-19 в Монголии в 2020–2021 гг. и ответные меры со стороны правительства по снижению негативных тенденций. Монгольский кейс представляет большой интерес с точки зрения того, что за указанный временной отрезок в стране наблюдаются два кардинально разных пути развития ситуации, связанных с распространением коронавирусной инфекции: от признания успеха в борьбе – до лидирующих позиций по количеству заболевших в Восточной Азии. Основное внимание в работе уделено мерам правительства по борьбе с коронавирусом, последствиям для экономики Монголии, мероприятиям по восстановлению социальной и экономической жизни в стране. В работе представлены статистические материалы, аналитические отчёты и исследования, которые позволяют наиболее полно раскрыть представленную проблематику.

ПОЛИТИКА 

99-108 25
Аннотация

Проведённый в статье краткий исторический анализ возникновения и развития первых институтов гражданского общества в России указывает на несформированность этого социального института. Для решения данной проблемы предлагается рассмотреть национальную идею как основополагающий элемент процесса формирования гражданского общества. Рассматривая сущность таких понятий, как «национальная идея», «идеология», «правосознание», отмечаем их значение для развития общества и государства. Наш анализ идеологических основ, существовавших в разные исторические периоды нашей страны, указывает на отсутствие в настоящее время национальной идеи, которая может быть основой для построения гражданского общества. Одним из путей решения вопроса авторы предлагают построение гражданского общества в такой форме, при которой бы учитывалась ментальность русского народа, его самобытное российское правосознание. Посредством проведения сравнительного анализа российского правосознания с западным и восточным выявляется специфика правового менталитета в России, который предопределён географическим положением страны, способствующим принятию социальных ценностей как Запада, так и Востока. Авторы приходят к выводу о необходимости формулирования такой национальной идеи, которая бы лежала в основе процесса консолидации общества и способствовала формированию гражданского общества в России.

109-134 16
Аннотация

В предлагаемой научной статье рассматриваются и содержательно анализируются процессы цифровой трансформации публично-властных отношений. При этом данные процессы анализируются в качестве многоуровневой модели, включающей: инструментальное и институционально-нормативное, уровень цифровых кодов и алгоритмических решений, выступающих основополагающим каркасом, на котором осуществляется машинное обучение, реализуется внедрение цифровых технологий в общественно-политическую жизнедеятельность. В рамках последних выделяются и исследуются основные траектории развития политического процесса и публично-властных отношений, а также ключевые модели и акторы. Кроме того, в работе анализируется ключевой тренд трансформации общественно-политической организации и властных отношений – формирование цифровых властных элит. Авторы доказывают, что с наступлением цифровой эпохи появился запрос на смену правящей элиты, которая бы соответствовала требованиям нового времен, стала бы драйвером цифровых преобразований.

135-143 31
Аннотация

Представленное исследование посвящено проблеме выявления ключевых акторов, продвигающих критику «ковидной политики» властей Российской Федерации на платформе социальных медиа (на примере видеохостинга YouTube). Методология исследования основана на комбинации элементов киберметрии и сравнительного анализа. Автор приходит к выводу, что ключевую роль в формировании у аудитории YouTube в России негативных представлений о противоэпидемической политике государства играют быстрорастущие ресурсы, созданные не ранее 2017 г. Они уступают «старым» каналам по количеству подписчиков, но в то же время демонстрируют более высокие либо сопоставимые показатели по числу просмотров. Эти каналы характеризует гетерогенность в плане политической ориентации. В то же время их объединяет гиперкритический подход к оценке действующей власти. Упомянутые ресурсы роднит также сходство моделей стигматизации политики государства. Их спикеры в большинстве своём придерживаются мягкой вариации ковид-диссидентства, не отрицая существования коронавируса, и не обращаются к конспирологическим теориям. Они заостряют внимание на социально-экономических последствиях действий власти и элементах «театра безопасности» в политике государства. Данные каналы не связаны напрямую с традиционными лидерами оппозиции или её организованными структурами. Их авторы в большинстве своем являются представителями контрэлиты внутри политической оппозиции.

Следует подчеркнуть, что автор статьи не разделяет тезисы критики «ковидной политики» и не пропагандирует их, а упоминает исключительно в научных и образовательных целях.

144-158 82
Аннотация

Победа Джозефа Байдена на президентских выборах в 2020 г. породила дискурс о необходимости коренных изменений внешней политики США. Возвращение опытного политика и специалиста по международным отношениям в Белый Дом ассоциировалось с грядущим прорывом американской публичной дипломатии, стагнация которой наступила при президенте Дональде Трампе в 2017–2021 гг. Цифровая пропаганда, аналитика цифровых данных об интернет-аудитории и интеграция новых технологий в информационную политику стали ведущими направлениями современного внешнеполитического влияния и требуют тщательного внимания со стороны американского руководства. Эксперты, наиболее приближенные к реальному процессу принятия внешнеполитических решений, подготовили ряд аналитических отчётов со своими рекомендациями новому президенту. Подобные предложения по развитию публичной дипломатии США могут быть разделены на три сценария: активный, пассивный и промежуточный. Активный сценарий предполагает «радикальную революцию» институтов управления, векторов и парадигм американской публичной дипломатии. Пассивный сценарий подразумевает дальнейшую стагнацию американских стратегических коммуникаций, при которой определение новых целей и создание новых проектов будут и далее происходить в рамках существующей экосистемы без коренных изменений. Наконец, промежуточный или умеренный сценарий направлен на коллаборацию активного и пассивного вариантов развития публичной дипломатии, при котором теоретико-практические аспекты могут быть коренным образом изменены, а институциональный уровень их реализации, при этом, останется без существенной реформации. Опираясь на комплекс официальных документов, публичных выступлений членов новой президентской администрации и статей американского экспертного сообщества, автор оценивает тенденции развития публичной дипломатии США во время президентства Дж. Байдена, выявляет новые направления американских стратегических коммуникаций, анализирует существенный рывок в развитии дипломатии данных (data diplomacy), а также подчёркивает необходимость дальнейшего изучения данной темы. Выводы статьи могут быть полезны всем исследователям внешней политики США и цифровизации международных отношений.

159-173 21
Аннотация

Г. П. Игнатьев (George Ignatieff), представитель известнейшей в истории России семьи Игнатьевых, – одна из ключевых фигур канадской дипломатии в 1950–1960 гг. В статье анализируются факторы, обусловившие блестящую дипломатическую карьеру русского канадца, представлены его мировоззрение, профессиональная и общественная деятельность. Это – первое в российской науке исследование жизнедеятельности Г. П. Игнатьева. Авторы пришли к следующим выводам: блестящая дипломатическая карьера была обусловлена стечением многих факторов и обстоятельств. При всех колебаниях внешнеполитического курса Канады, при всём том, что дипломат – человек инструкций, Г. П. Игнатьев не отказывался от своих принципиальных позиций, главной из которых было мирное разрешение всех конфликтов. Главным содержанием его дипломатической службы и общественной деятельности являлось миротворчество. Верно служа принявшей его семью Канаде, он всегда помнил свои исторические корни.

ПРАВО 

174-183 23
Аннотация

Статья посвящена праву как инструменту разрешения социальных проблем, обеспечения общественных интересов и соотношения их с интересами политической элиты. Проблема формирования интегративного общественного интереса и обеспечивающей его системы права и законодательства сегодня приобретает особую актуальность. Осознание и защита общественных интересов, строительство гражданского общества, обеспечение прав человека, демократических свобод и социальной справедливости напрямую зависят от роли и места права в государстве. По мнению автора, государства, применяющие в своей практике насилие над мыслями, социально-утопические представления и эксплуатацию национально-религиозных эмоций, не могут являться сильными и стабильными. Торжество же правовых ценностей, обеспечивающих свободу, равенство и справедливость через позитивный потенциал права, является условием возможности социального прогресса общества. Только правовые демократические государства, воплощающие в своём законодательстве истинные и значимые для общества ценности и реально достигающие их в повседневной правовой действительности, имеют историческое будущее.

184-194 20
Аннотация

Автор статьи подвергает осмыслению тенденции эволюции правовой парадигмы под воздействием каскада технократических инноваций и соответствующих изменений матрицы общественных отношений, осуществляет анализ концептуальных изменений в юридической науке и перспектив развития права в условиях становления цифровой экономики и высоких технологий. Автор акцентирует внимание читателей на противоречиях, возникающих между изменяющейся структурой общественных отношений и консервативностью правовой парадигмы ключевых отраслей права. При этом отмечает, что критическое восприятие юридическим сообществом правовых инноваций не только выступает фактором сдерживания парадигмального сдвига в юридической науке, но и способствует сокращению законодательных ошибок в правовом регулировании.

195-213 29
Аннотация

В работе рассмотрены изменения внутренней торговли в Республике Корея после проведения реформы регулирования. Анализируется процесс реформирования рынка внутренней торговли, рассматриваются правила и ограничения в сфере внутренней торговли. В статье нашли отражение положения «Закона о развитии распределительной промышленности», который регулирует развитие крупномасштабных магазинов и традиционные рынки в Республике Корея, а также даётся краткая характеристика целого ряда других законов. Корейская структура внутренней торговли постепенно изменялась с течением времени, и автор показывает, как государство регулировало внутреннюю торговлю.

214-224 39
Аннотация

Искусственный интеллект (ИИ) – это технология, которая изменила все сферы человеческой жизни. Зачастую для регулирования отношений по поводу использования искусственного интеллекта применяется фрагментированный подход, когда в каждой области применения данной технологии складывается своё отличающееся нормативное поле. Эта основная тенденция имеет два последствия. С одной стороны, есть конкретные вопросы, которые не охватываются ни нормативными актами, ни исследовательской повесткой. С другой стороны, существует лишь относительно небольшое количество доктринальных исследований и нормативных актов, которые касаются общих этических или правовых проблем, создаваемых ИИ. Вместе с тем, существует и другой путь формирования нормативных правил использования ИИ, когда на национальном уровне формулируются общие принципы и положения регулирования сферы применения искусственного интеллекта. Одной из таких стран является Сингапур. Подход данной страны к регулированию отношений по поводу использования искусственного интеллекта выбран для исследования в данной статье. Сингапур является лидером цифровой трансформации в мире согласно различным показателям. В статье подробно рассматриваются принципы, зафиксированные в Рамочной модели регулирования ИИ. Хотя документ носит необязывающий характер Рамочной модели регулирования ИИ, многие компании Сингапура приняли на себя обязательство руководствоваться её принципами и нормами. Свод норм, содержащихся в Рамочной модели регулирования ИИ, определяет общий характер национального регулирования применения искусственного интеллекта в Сингапуре. Согласно документу, вся регламентация отношений по поводу использования ИИ должна строиться на двух принципах: ИИ должен быть объяснимым, прозрачным и справедливым (один принцип) и человекоцентричным (другой). Авторы подробно рассматривают содержание основных принципов регулировании ИИ в Сингапуре. В статье делается вывод, что подход Сингапура отличается от российского, хотя некоторые принципы Рамочной модели регулирования ИИ коррелируют с положениями, закреплёнными в российском национальном кодексе этики ИИ. В российском варианте много внимания уделяется различным аспектам безопасности ИИ (информационной, работы с данными, непричинения вреда), что не отражено в качестве ключевых принципов в основном документе нормативной регламентации ИИ Сингапура.

225–238 31
Аннотация

Глобальная цифровизация предъявляет новые требования к взаимодействию различных сфер и практик человеческой деятельности. В частности, необходимо сочетание правовых и технических регуляторов, без которых невозможно добиться эффективной и адекватной правовой регламентации общественных отношений в цифровую эпоху. В данной статье рассматривается вопрос интеграции традиционных правовых институтов с компонентами цифровой среды. Проводится анализ концепции, в которой право как социальный регулятор отражается в архитектуре компьютерных программ. В работе рассматриваются существующие примеры подобного использования цифровых технологий в юридической деятельности. Предметом исследования является отечественная и зарубежная правовая доктрина, посвящённая вопросам цифровизации и практического внедрения информационных технологий в юридическую деятельность. В данном исследовании были использованы следующие методы научного исследования: статистический; догматический; сравнительно-правовой; синергетический, а также логический, функциональный и системный. Новизна исследования обусловлена необходимостью применения информационных технологий в сфере юриспруденции в ходе стремительного процесса цифровизации всех сфер жизни общества.

Автор приходит к выводу, что новые технологические решения могут и, несомненно, станут незаменимыми в юридической деятельности, однако сегодня уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) не позволяет полностью заменить человека техникой.

 

239-248 55
Аннотация

Судебная власть России состоит из арбитражных судов, судов общей юрисдикции и Конституционного Суда Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции, в свою очередь, делится на гражданские и военные суды. В статье рассмотрены периоды становления военных судебных органов России, некоторые правовые особенности организации деятельности военных судов, а также имеющиеся пробелы в законодательном регулировании и пути их решения. В процессе исследования автором установлено, что военные суды Российской Федерации, хотя и являются подсистемой судов общей юрисдикции, в свою очередь, имеют ряд правовых особенностей, которые позволяют сделать вывод об их специализированном характере. Проведён анализ правовых норм законодательных актов, регулирующих вопросы деятельности военных судов в современных условиях. Отмечены проблемные вопросы деятельности военных судов и возможные пути их решения. Обращается внимание на то, что военным судам присущи исключительные функции по поддержанию боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации, которые осуществляются путём рассмотрения уголовных и административных дел в присутствии личного состава воинской части, а также включения приговора суда в приказ командира воинской части и его оглашения личному составу воинского формирования. Вместе с тем, в статье исследуются имеющиеся пробелы в законодательстве о военных судах, видоизменение которых позволит в условиях военного положения и боевой обстановки не допустить снижения боеспособности и боеготовности воинских формирований. В статье рассматриваются военные суды в структуре судов общей юрисдикции. Текст статьи даёт читателю важную информацию о современной системе военных судов, которая утверждена на уровне российского федерального законодательства и предполагает наличие четырёхзвенной организации соответствующих органов, в которую входят кассационные, окружные, апелляционные и гарнизонные суды. Указываются особенности подсудности и субъектного состава дел, рассмотрение которых осуществляется в рамках военных судов и то, какие именно категории дел могут быть разрешены военными судами.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-3274 (Print)
ISSN 2499-9474 (Online)