Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск
№ 1-2 (2018)
9-18 15
Аннотация
С усилением разворота России на Восток укрепляется её трансграничное сотрудничество - в лице регионов российского Дальнего Востока (РДВ) - с Северо-Восточными провинциями (СВП) Китая. Географическое расположение регионов, их взаимная транспортная доступность однозначно указывают на фатальность сотрудничества провинции Хэйлунцзян и Приморского края; способствуют активному внешнеэкономическому участию и других СВП Китая с районами РДВ с дальнейшим выходом на районы Восточной и Западной Сибири. Трансформация торгово-экономических отношений между соседними трансграничными регионами во времени неизбежна. А это влечёт изменение прежних базовых условий и ниш для взаимовыгодного сотрудничества. В настоящее время это всё более отчётливо стало проявляться на взаимоотношениях регионов российского Дальнего Востока и Северо-Восточных провинций Китая. При радушных заявлениях с российской стороны, во-первых, необходимо иметь в виду, что фактически Китай не входит в ведущую тройку инвесторов в Приморском крае. Во-вторых, СВП Китая - это уже не отсталые агропромышленные районы с неразвитой промышленностью, а достаточно развитые в техническом отношении провинции. В-третьих, уже неправильно говорить о дешёвой рабочей силе Китая, а можно говорить лишь об избытке рабочей силы и т.д. Под воздействием перемен Китаю нужен доступ к природным ресурсам российского Дальнего Востока и незамерзающим морским портам, в частности, к портам южных районов Приморского края. Имеющийся потенциал китайского экспорта не может быть в достаточном объёме реализован в регионах РДВ; бывшего лёгкого доступа к технологиям, земельным, лесным и др. ресурсам РДВ уже не будет. Следовательно, его экономическая политика по отношению к слабо развитым трансграничным регионам России вполне предсказуема: - особо не содействовать развитию регионов РДВ, но и не отстать от других стран, идущих на сотрудничество с регионом; - вынуждать регион сотрудничать с провинциями на их условиях, используя трудности и ограничения его развития; - снижать конкурентоспособность Транссиба и морских портов России за счёт создания и реанимации ж/д магистралей «Харбин - Далянь», «Харбин - Маньчжурия». Что можно предоставить в ответ? В первую очередь, остановить отток населения, перестать заниматься «маниловщиной», прекратить обирать регион и т.д. Во-вторых, необходимо провести объективную инвентаризацию потенциала РДВ, чётко разобраться, что может регион производить, кто потребитель, при каких ценовых и прочих условиях и т.д. То есть надо прагматично ответить на вопросы: что делать? и как делать? Некоторые предложения по реализации указанных проблем рассмотрены в статье.
19-37 10
Аннотация
В статье рассматривается ход реализации продвигаемого премьер-министром Японии Синдзо Абэ «Плана восьми пунктов» японо-российского экономического сотрудничества в рамках ключевых отраслей взаимодействия в период с мая 2016 г. по декабрь 2017 г. на Дальнем Востоке России, а также особенности освещения этого процесса в СМИ России и Японии. На Дальнем Востоке России экономическое сотрудничество двух стран тесно связано с внешнеполитической обстановкой, и сотрудничество в рамках данного плана рассматривается Японией как шаг к построению с Россией устойчивого фундамента для ведения переговоров по проблеме принадлежности Южных Курил, укрепления двусторонних связей и создания благоприятной экономической среды для процесса переговоров, который в идеале должен завершиться заключением мирного договора между Россией и Японией. Несмотря на небольшой срок, прошедший с момента анонсирования данного проекта С. Абэ, и российскими, и японскими СМИ отмечается, что многие проекты вышли за пределы «договорённостей на бумаге» и началась их реализация. Согласно ряду исследований, в последнее время крайне актуальной становится роль средств массовой информации в деле формирования общественного мнения по ключевым вопросам политики и экономики, а также в вопросах лоббирования интересов правящих партий и трансляции желаемого для руководства страны политического курса. В данном случае, согласно основным публикациям на тему освещения процесса «Плана восьми пунктов» японо-российского экономического сотрудничества, и российские, и японские СМИ формируют у населения России и Японии позитивный образ двух стран как экономических партнёров. Деятельность СМИ обеих стран и реализация совместных экономических проектов могут способствовать снижению напряжённости вокруг территориальной проблемы России и Японии и сформировать благоприятную экономическую обстановку, равно как и комфортную информационную среду для стабильного ведения диалога между двумя странами, несмотря на усилившийся в начале XXI в. фактор США во внешней политике двух стран.
38-51 9
Аннотация
В статье анализируется связь между социально-экономическим развитием и этническим, религиозным и языковым разнообразием на уровне регионов для стран с относительно высоким уровнем разнообразия (на примере Китайской Народной Республики и Индии) и со сравнительно низким уровнем разнообразия (на примере Японии и Республики Корея), проводится сравнительный анализ результатов. В исследовании использованы данные с сайтов официальных статистических служб, а также баз «Этнолог» и Global Terrorism Database. Для целей сопоставимости данных исходные показатели были сгруппированы по нескольким категориям (ВРП, безработица, преступность, конфликты, культура, образование, здравоохранение, телекоммуникации). Для этнического и религиозного разнообразия был рассчитан показатель разнообразия на основе индекса Джини - Симпсона. Проведённый первичный корреляционный анализ данных показал, что для стран с высоким уровнем разнообразия имеет место отрицательная взаимосвязь между разнообразием и валовым региональным продуктом на душу населения. Для стран с низким уровнем разнообразия эта связь является положительной либо незначимой. Аналогичные результаты получены и для связи разнообразия с культурным развитием регионов: в регионах, менее развитых с точки зрения количественных показателей культуры и телекоммуникаций, наблюдается более высокий уровень этнического разнообразия. Устойчивость парных коэффициентов корреляции по всем социально-экономическим переменным была проверена с помощью варьирования параметров индекса этнического разнообразия. В качестве частных выводов для штатов Индии мы выявили следующую цепочку взаимосвязей: регионы с низким валовым региональным продуктом на душу населения и большим числом конфликтов характеризуются большой долей населения за чертой бедности и с низким уровнем грамотности. Особенный интерес представляет результат, полученный для префектур Японии: как этническое, так и религиозное разнообразие отрицательно связано с долей людей, получивших начальное и среднее образование, и положительно связано с долей людей, имеющих высшее образование.
52-64 15
Аннотация
В дореформенный период (1980-1991 гг.) морские рыбные порты (МРП) традиционно занимали ведущее положение в стратегии развития рыбопромышленного комплекса России (РСФСР), обеспечивая перевалку готовой рыбопродукции с транспортных и промысловых судов на берег, а также производили их комплексное обслуживание в период подготовки к промысловым экспедициям. В самый интенсивный период работы рыбной промышленности России (1985-1990 гг.) всеми морскими рыбными портами страны ежегодно перегружалось около 4-х млн т рыбопродукции, которая составляла 75 % в общей структуре грузооборота. Однако грузооборот рыбных портов страны, начиная с 2000 г., стал резко сокращаться и к 2008 г. составил по рыбопродукции всего около 600 тыс. т. При этом доля других коммерческих грузов, перегружаемых в морских рыбных портах, возросла до 90 %. На Дальневосточном бассейне, который является главным поставщиком рыбной продукции на внутренний и внешний рынки, доля рыбопродукции в общем грузообороте МРП снизилась ещё более значительно и составила всего к 2008 г. около 250 тыс. т из 3 500 тыс. т общего грузооборота. Это обстоятельство вызвало у всех МРП необходимость поиска и привлечения дополнительной грузовой базы за счёт расширения номенклатуры генеральных грузов, включая контейнерные, а также перепрофилирования некоторых причалов под лесные и навалочные грузы. Таким образом, МРП как специальные предприятия основной цепи рыбопромышленного комплекса, по сути, превратились в универсальные перегрузочные терминалы морского транспортного комплекса России под управлением Минтранса РФ. В 2008 г. практически все базовые МРП вошли в общий состав морских портов России регионального и федерального значения. Однако за этот период до настоящего времени доля рыбопродукции в общей перевалке грузов морскими портами России существенно не изменилась. Основные мощности терминалов по перевалке рыбопродукции по-прежнему сосредоточены в главных морских портах ДВФО. Несмотря на значительный физический износ перегрузочных и складских терминалов, они имеют возможность ежегодно пропускать до 1,2 млн т рыбопродукции в тарно-штучном виде и до 2,5 млн т в рефрижераторных контейнерах. Таким образом, при обеспечении благоприятных условий для доставки и перевалки всей рыбопродукции на отечественном берегу, грузооборот в морских портах региона может увеличиться почти в четыре раза. В статье рассматривается также перспектива развития специализированных терминалов под перевалку рыбопродукции в морских торговых портах ДВФО с учётом новой системы управления в рамках принятого федерального закона «О свободном порте Владивосток» (СПВ). На данный период (к началу 2018 г.) проявили интерес в качестве резидентов СПВ уже порядка 20-ти рыбопромышленных предприятий и стивидорных компаний морских портов ДВФО с инвестиционными проектами на общую сумму около 9-ти млрд рублей. Это даст возможность к 2025 г. увеличить перевалку (грузооборот) рыбопродукции в морских портах региона до 3-х млн тонн в год.
65-78 8
Аннотация
В статье проанализированы факторы и условия, приводящие к формированию публичной экспертизы, и особенности, обусловливающие проблемы её развития как института в современном политическом процессе. В нём основной задачей публичной экспертизы становится чёткое обоснование цели политического решения и результата её реализации с ответственностью перед обществом. Авторы признают, что формирование коалиционных экспертных объединений, аффилированных со знаковыми структурами, является необходимым и предпочтительным для значительной части экспертов. Наряду с выделенными в работе ограничениями авторы подчёркивают идущую в экспертных кругах переконфигурацию и дефицит инновационных методов, технологий, которые по своей природе были бы альтернативой властно-распорядительным методам, реализуемым разными органами управления, что вкупе составляет важную часть дилеммы самой экспертизы. В статье отмечено, что при всей проблематичности её реалий институт экспертизы сопрягается с культурой гражданского общества, обретая качество новой публичности. Главной задачей публичной экспертизы в указанном контексте является чёткое обоснование цели решения и результата её реализации с ответственностью перед обществом посредством использования экспертно-консультативных возможностей различных социальных субъектов в процессах выработки и корректировки мер государственной политики развития для повышения её эффективности.
79-95 13
Аннотация
В статье излагается обновлённая информация о деятельности групп национальных угроз, поддерживающих терроризм на Филиппинах, в частности, Новой Народной армии (NPA), вдохновлённой идеологией марксистско-ленинско-маоистских групп, Абу Сайяфской группе (ASG). Анализируются их связи с Аль-Джемаа аль-Исламия Групп (JI) и другими иностранными террористами (OFT) и Движением Раджа Солаймана (RSM).
96-106 14
Аннотация
Проблемы охраны окружающей среды в современном мире приобретают всё большую актуальность, и сегодня они обострились настолько, что коснулись уже не только России, но и многих стран мира, что делает экологическую проблему задачей высочайшего приоритета, присваиваемого вопросам безопасности, в связи с чем возникает необходимость в рассмотрении такого понятия, как экологическая безопасность. В представленной работе приведены и проанализированы концептуальные позиции по вопросу дефиниции «экологическая безопасность», подчёркнуто, что обозначенный термин в настоящее время получил широкое распространение в нормативно-правовых актах, как российских, так и международных. Отмечается также, что обеспечение экологической безопасности на сегодняшний день выделяется одним из приоритетных направлений деятельности государства. Выявлены различные подходы учёных к трактовке содержания данного термина, при этом подчёркивается, что все их усилия в этом направлении брошены на выработку наиболее оптимального определения, вмещающего в себя весь спектр общественных отношений, возникающих в сфере охраны окружающей среды. Констатируется, что на сегодняшний день имеется легальное толкование рассматриваемого понятия, которое содержится в Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. В ходе исследования доказано, что экологическую безопасность не только можно, но и необходимо рассматривать в качестве объекта экологических преступлений, в связи с тем, что этим понятием охватывается весь круг общественных отношений, нарушаемых при совершении таких преступлений, а также подчеркивается их особая значимость и масштабность.
107-116 12
Аннотация
В статье рассматривается воздушное судно как предмет и как средство совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Авиационные перевозки получили широкое распространение в середине XX в. и по сей день пользуются популярностью, но в то же время появилась и относительная уязвимость воздушного транспорта, что привело к многочисленным актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в том числе использование воздушного судна в качестве орудия и предмета преступления. Выявлено, что воздушное судно может быть захвачено в полёте либо на земле с целью его дальнейшего удержания, с целью его дальнейшего перемещения, с целью его дальнейшего уничтожения. Воздушное судно может быть также захвачено с целью дальнейшего удержания на его борту пассажиров и членов экипажа. Существуют и прямые действия, направленные против воздушного судна, такие как его уничтожение посредством использования взрывных устройств. Для решения обозначенных в статье проблем выявлено, что существует целый комплекс мер борьбы против использования воздушного судна как орудия и как предмета незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
117-130 7
Аннотация
Настоящая работа посвящена критическому анализу положений российского уголовного и трудового законодательства, которые установили общее и безусловное ограничение права заниматься трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, лиц, не только имеющих судимость, но и лиц, чья судимость была снята или погашена. Автор анализирует законоположения, устанавливающие ограничения для указанных лиц, анализирует причины, по которым положения трудового законодательства нарушают базовые принципы уголовного закона, рассматривает Постановление Конституционного суда Российской Федерации по этому вопросу. Автор ставит под сомнение направление тенденции изменения российского законодательства в части введения не ограниченных во времени пределов уголовной ответственности и приводит в качестве примера нормы китайского уголовного законодательства, демонстрирующие иной, прямо противоположенный подход.
131-139 7
Аннотация
Цифровые технологии в современном мире зачастую лишены границ и ограничений. Как и любая конкурентоспособная ИТ-технология, технологии, специализирующиеся на обороте услуг в облаке, разработанные в одной стране, функционируют практически так же, как и в других странах. Это может быть основанием полагать, что законы в этих странах должны быть одинаковыми, но это не так. Особенности конкретной правовой системы, правовой истории и традиции государства приводят к различиям в этой сфере. Кроме того, влияние на особенности правового регулирования облачных технологий оказывают международные акты, которые активно изменяются в связи с эволюцией сферы регулирования, судебные прецеденты, инциденты в сфере предоставления услуг. Благодаря этому постепенно начинает формироваться новый институт правового регулирования - национальное облачное право, состоящий, на данный момент, из целой системы разнородных нормативных актов. В данной статье автор предпринимает попытку кратко изложить основные особенности уже сложившегося правового регулирования на примере нескольких стран Азиатско-Тихоокеанского региона, уделяя внимание вновь принятым законодательным актам, путям предполагаемого развития нормативных актов, становящимся ключевыми в современном мире облачных услуг.
140-151 8
Аннотация
В статье рассматривается эволюция учения о парламентском праве в зарубежной и отечественной философской, юридической и политической науках с древнейших времен до наших дней. Проблема народовластия и представительной демократии, законности и роли закона в общественной жизни с древнейших времён выступала объектом исследования философов. В результате буржуазных революций в Европе особое место в исследованиях учёных заняли проблемы разделения властей и роли парламента как института представительной демократии в политической модели устройства общества. Впервые термин «парламентское право» был введён в 1915 г. Г.М. Робертом, который теоретически был им развит уже в 1921 г. в работе «Азы парламентской культуры». В России исследованию парламентского права значение стали придавать лишь с 1993 г., когда после принятия Конституции Российской Федерации были восприняты основные демократические стандарты народовластия и разделения властей. Российское государство с этого времени встало на путь формирования демократических суверенных институтов, поэтому вопросы парламентаризма в научной литературе до сих пор рассматриваются весьма фрагментарно, а подчас и противоречиво. Статья раскрывает генезис правовой мысли о народовластии, представительной демократии, теории разделения властей, парламентаризме, законотворчестве. Представляется, что в обобщённом виде положения статьи могут быть использованы для формирования теоретических основ полноценного учения о парламентском праве России на современном этапе. По мнению автора, парламентское право, обладая самостоятельным предметом, в настоящее время актуально для исследования в своем комплексе с целью теоретического обобщения и развития теории парламентского права как самостоятельной отрасли (подотрасли) права.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-3274 (Print)
ISSN 2499-9474 (Online)