Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск
№ 4 (2018)
104-119 16
Аннотация
В статье описываются традиционные основания государственного контроля в Китае, его современное состояние в Китайской Народной Республике, а также содержание и значение проводимой в настоящее время реформы государственного контроля. В древнем Китае существовала мощная система контрольных органов в составе цензората и советников, отличавшаяся организационной самостоятельностью от административного аппарата, высоким статусом и профессионализмом чиновников, разнообразием форм контроля и разветвлённой сетью органов на местах. Опыт функционирования традиционного китайского контрольного аппарата был положен Сунь Ятсеном в основу организации контрольной власти - одной из пяти ветвей власти в его оригинальной теории властей, которая реализована в настоящее время на Тайване. В КНР контрольные органы до недавнего времени были представлены партийными комиссиями по проверке дисциплины, органами административного контроля, контрольными подразделениями прокуратуры и т.д. Основным звеном был тандем Центральной комиссии по проверке дисциплины КПК и Министерства контроля - единый комплекс контрольных органов, являвшийся локомотивом проводимой антикоррупционной кампании. При этом органы административного контроля имели слишком узкую сферу деятельности, недостаточную самостоятельность, находились в двойном подчинении и зависимости от объектов контроля. Реформа государственного контроля призвана консолидировать государственный контрольный аппарат путём слияния органов административного контроля и контрольных подразделений прокуратуры в системе государственных контрольных комиссий, формируемых собраниями народных представителей, образующих единую централизованную систему и контролирующих всех государственных служащих. Результатом реформы стало восстановление традиционно высокого статуса контрольных органов и формирование новой подсистемы государственных органов - нового центра политической власти. Этот эксперимент также привел к самому масштабному преобразованию государственного аппарата КНР со времён основания республики и внесению изменений в конституцию.
9-15 10
Аннотация
В конце XX в. конституционно-правовое реформирование в России проходило в три этапа, определяемых во времени и по субъектам (участникам) процесса преобразований. Изменение, порой непродуманное, конституционно-правовых норм в режиме шоковой терапии способствовало дезорганизации государственного управления и возникновению конституционно-правового хаоса. Четверть века тому назад на референдуме была принята Конституция Российской Федерации 1993 г., имеющая несомненные достоинства и отдельные недостатки. Новая Конституция подвела итоги преобразований, стала фундаментом российских государства и законодательства. В статье анализируются этапы, события бурной пятилетки отечественных конституционных реформ, дана оценка значения и роли участников процесса конституционно-правовых преобразований в России, предлагается новый взгляд на состав создателей Конституции Российской Федерации 1993 г.
16-27 12
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос внедрения цифровых технологий в правотворческую деятельность. С 2005 г. в России внедряются и механизмы электронного правосудия. Использование автоматизированной системы предоставления государственных и муниципальных услуг «Госуслуги» и государственной автоматизированной системы «Правосудие» (ГАС «Правосудие») позволяют обратиться к суду за защитой нарушенного права не выходя из дома, используя лишь доступ в Информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Цифровизация обеспечила бóльшую прозрачность и оперативность правоприменения. Вместе с тем, появляющиеся всё чаще новые механизмы, устройства и программы, схемы требуют оперативного реагирования со стороны государства, и в первую очередь законодателей, в целях признания, закрепления и защиты прав и законных интересов граждан и корпораций. Одним из решений данной задачи может быть концепция «гибкого управления», предложенная Клаусом Швабом, которая позволяет в условиях цифровой трансформации общества создать правовую экосистему, обеспечивающую мобильное реагирование государства на происходящие в науке, технике и обществе изменения. Важнейшим трендом в государственно-правовой сфере является создание актуальных версий правовых актов и развитие Государственной системы правовой информации «Официальный портал правовой информации». В области правотворчества тренды ближайшего будущего - создание электронного свода актуальных версий правовых актов, роботизированная редактура и анализ проектов правовых актов, реализация концепта гибкого управления за счёт делегирования права принятия решений на местный уровень. Трендами с более серьёзной перспективой отмечаются роботы-паралегалы, роботы-адвокаты, роботы-нотариусы, машинное толкование текста правового акта, а также унифицированный (м.б. и цифровой) международный юридический язык. Процессы цифровизации естественным образом должны привести к изменению механизма правообразования, что может послужить причиной ещё большей автоматизации правотворчества. Более того, недостаточная автоматизация на сегодняшний день может стать препятствием в цифровой трансформации экономики России.
28-38 65
Аннотация
В статье анализируются угрозы для государства, связанные с интернационализацией отрасли конституционного права. Автор приводит в качестве примера неблагоприятного последствия интернационализации отдельные решения Европейского Суда по правам человека, вынесенные против Российской Федерации. Анализируется доктрина конституционной идентичности, применённая Конституционным Судом России для преодоления конституционных рисков, возникающих в связи с обязанностью исполнить решения международного судебного органа. Категория «конституционная идентичность» появилось в российском конституционном праве сравнительно недавно. Впервые она была упомянута в постановлении Конституционного Суда от 14 июля 2015 г. № 21-П в связи с проверкой конституционности отдельных положений национального законодательства, а впоследствии более полно раскрыта в Постановлении высшего органа конституционного контроля России от 19.04.2016 г. №12-П по вопросу о возможности исполнения постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Анчугов и Гладков против России». Доктринальные подходы к определению понятия «конституционной идентичности» сформировались значительно ранее в зарубежной научной литературе в связи с влиянием глобализации на право и, как следствие, часто возникающими противостояниями в отношениях между национальными и наднациональными судебными органами. Таким образом, определённое влияние на формирование концепции национальной конституционной идентичности в России оказала зарубежная правовая доктрина и правоприменительная практика, в рамках которой значительно более продолжительное время идёт изучение конституционной идентичности как правового феномена. По справедливому замечанию председателя Конституционного Суда России В. Д. Зорькина, концепция национальной конституционной идентичности позволяет определять наиболее значимые положения Конституции РФ и основанного на них национального правопорядка и служит сдерживающим фактором, правовой преградой на пути «непредсказуемой активистской экспансии со стороны наднационального регулирования» [2].
39-49 24
Аннотация
Суверенитет государства - неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. По этой причине первые демократические конституции чётко закрепляли неделимость суверенитета, независимость государственной власти от кого бы то ни было как внутри, так и вне пределов государства. Под суверенитетом государства понимаются верховенство и независимость государственной власти как внутри своей страны, так и по отношению к другим государствам, например, Конституции Российской Федерации и Конституции Франции, в которых закреплён принцип взаимности с ограничением суверенитета. Государство, которое использует этот принцип, формально сохраняя суверенитет и независимость, доверяет значимую часть своих властных полномочий другому государству; как правило, это внешняя политика, связь, транспорт. Путём ограничения суверенитета и прав государства внутренние дела государства сужаются, становятся подконтрольны другим государствам, а международное право расширяется. Ярким примером может служить отказ европейцев от собственных, национальных валют ради одной общей (евро). Принципы взаимности уступок полномочий и чёткие пределы таких уступок: не ограничивать права и свободы и не противоречить основам конституционного строя. Хотя в этом случае обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках единого экономического пространства интегрируемых стран потребует специальных соглашений как внутренних, так и международно-правовых, что выражается в создании Евразийского экономического союза. Союз является международной организацией, региональной экономической интеграцией, обладающей международной правосубъектностью. Иными словами, он является субъектом международного права, поскольку осуществляет свою деятельность на основе уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности, равноправия и учёта национальных интересов сторон. Добровольное ограничение прав государств-членов в области технического регулирования не имеет ничего общего с наднациональностью в публично-правовом понимании. В статье рассматриваются конституционные и экономические основы Евразийского экономического союза через процесс интеграции, путём применения принципа взаимности с ограничением суверенитета, необходимые для организации и защиты мира.
50-56 654
Аннотация
В данной статье на основе практики Конституционного Суда Российской Федерации обобщены принципы юридической ответственности. Данные принципы либо прямо закреплены в Конституции, либо Конституционный Суд выводит их из содержания конституционного текста путём системного толкования. Юридическое значение данных принципов заключается в том, что они являются границами законодательного усмотрения и критериями, на соответствие которым Конституционный Суд в условиях признаваемой им дискреции законодателя проверяет отраслевые нормы, закрепляющие основания и меры юридической ответственности. Автор выделяет и характеризует следующие основные материальные конституционные принципы юридической ответственности: 1) справедливость и гуманизм, пропорциональность принуждения и индивидуализация ответственности; 2) равенство перед законом, формальная определённость закона; 3) принцип nullum crimen, nulla poena sine lege (нет преступления, нет наказания без указания на то в законе); 4) принцип наличия вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения; 5) принцип nоn bis in idem, запрещающий осуждение кого-либо дважды за одно и то же преступление. Данные принципы определяют границы усмотрения парламента и пределы конституционного контроля в сфере государственного принуждения.
57-67 13
Аннотация
Публичный характер деятельности государственных и муниципальных (публичных) служащих, наличие властных полномочий, подготовка, принятие и реализация жизненно важных для общества и государства решений обусловливают наличие ограничений в числе неотъемлемых элементов их правового статуса, представляющих собой обстоятельства, наличие которых препятствует как поступлению на публичную службу, так и её прохождению. Действующим законодательством установлено значительное количество ограничений, как общих для всех видов государственной службы, так и специальных, отражающих её видовые особенности, среди которых важную роль играют ограничения репутационного характера, связанные с прошлым противоправным поведением (привлечением к уголовной, административной ответственности). Противодействие коррупции остаётся приоритетным направлением государственной политики РФ, реализация которого привела к появлению нового вида юридической ответственности публичных служащих - ответственности за коррупционные правонарушения, самой строгой мерой которой выступает увольнение в связи с утратой доверия, являющееся одним из ограничений для государственных служащих. Создание Реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, дало возможность проанализировать наиболее коррупциогенные сферы публичной службы, что может послужить основой для дифференциации ответственности в зависимости от различных факторов.
68-80 15
Аннотация
Данная статья посвящена срокам уменьшения продолжительности различных электоральных процедур при назначении и проведении досрочных и повторных выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Автор исследует нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иное федеральное законодательство, Избирательный кодекс Приморского края, административную и судебную практику применения избирательного законодательства; указывает на отсутствие легального определения понятия «избирательные действия», слабую урегулированность процедуры сокращения сроков проведения избирательных действий, на возникшие и потенциальные проблемы применения этого механизма. В работе проанализированы конкретные решения, связанные с назначением повторных выборов губернатора Приморского края 2018 г. и досрочных выборов депутатов Думы городского округа Спасск- Дальний 2015 г. с точки зрения соблюдения процедуры сокращения избирательных сроков. Рассмотрены законодательные отличия в назначении и проведении досрочных, повторных и дополнительных выборов различного уровня, внесено предложение по унификации правового регулирования порядка назначения этих видов выборов. Автор приходит к выводу о необходимости совершенствования электорального законодательства и наделении избирательных комиссий, организующих выборы, полномочиями по сокращению сроков избирательных действий
81-92 34
Аннотация
Неотъемлемым элементом конституционного статуса человека и гражданина в Российской Федерации является конституционный принцип равенства перед законом и судом, получивший фундаментальное закрепление в статье 19 Конституции РФ. Равенство как правовая категория является регулятором всех общественных отношений в демократическом правовом государстве, гарантирует равные права и обязанности, однако не исключает возможность закрепления правовых норм в отношении отдельных категорий субъектов, наделённых специальными публичными функциями. Последнюю позицию поддержал Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая конституционный принцип равенства как критерий оценки законодательного регулирования любых прав и свобод, не исключая возможности его различного проявления. То есть, при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении; если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе установить для них различный правовой статус. В силу выполняемых публичных полномочий особое место среди средств обеспечения самостоятельности и независимости депутатской деятельности занимают юридические гарантии, которые обладают усиленной правовой защитой личности депутата как лица, призванного выражать интересы своих избирателей и всего народа страны, а также участвовать в осуществлении законодательных, контрольных и иных полномочий представительного органа. В статье рассматриваются такие принципы, как депутатская неприкосновенность и равенство всех перед законом и судом, а также актуальные проблемы их соотношения для обеспечения единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Новые политические и экономические условия, необходимость совершенствования организации и деятельности парламентов, депутатов предопределяют обязательное обращение к нормативным правовым актам и практической деятельности зарубежных стран, опыт которых позволит усовершенствовать нормы российского законодательства и практику их применения.
93-103 15
Аннотация
Зоны экономического роста на сегодняшний день стали популярным явлением на территории Российской Федерации. Только в Приморском крае насчитывается около четырёх преференциальных территории. Статья посвящена рассмотрению проблемных вопросов правового регулирования обозначенных территорий, авторы пытаются выявить особенности соотношения норм основных законов, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере, а также выявить наличие противоречий норм исследуемых законов с нормами Конституции Российской Федерации.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-3274 (Print)
ISSN 2499-9474 (Online)