Preview

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право

Расширенный поиск
Том 21, № 1 (2019)
15-37 9
Аннотация
Уже более 15 лет технологические платформы активно внедряются в качестве стратегии инновационно-технологического развития в различных странах мира. Сегодня рынки сами обретают архитектуру модульных платформ: платформа как технологическая конструкция (программная интеграция данных и приложений для их обработки); платформа как бизнес-модель; платформа как открытая, общедоступная инфраструктура. Трансформация рынков идёт очень быстро. Уже в 2015 г., по оценке MIT, 70% из 115 компаний, превысивших капитализацию в 1 млрд долл., были держателями платформ. Это формирует новые рынки. Основные их характеристики - товары и услуги, обладающие такими качествами и характеристиками, как интеллектуальность, мобильность, соответствие индивидуальным требованиям потребителя (высокий уровень кастомизации), экологичность и ресурсоэффективность. Формирование такого рода экономики предполагает фундаментальную трансформацию, изменение архитектуры и масштабов существующих отраслей и социальной сферы, и сделать это возможно с помощью ТП. Опыт использования данного подхода в Европе говорит не только о его успехе, но и подчёркивает важность и эффективность подобного инструмента. Однако при всей известности механизма наблюдается некоторая неопределённость в возможностях технологических платформ. Для того, чтобы составить целостное представление о концепции, был разработан подход, позволяющий подчеркнуть достоинства данного инструмента на теоретическом уровне. Также были проведены анализ актуальности технологических платформ в инновационной инфраструктуре России и оценка положения платформ в рамках других инструментов инновационно-технологического развития, что подчеркнуло важность и многогранность данного подхода в российской экономике.
38-50 11
Аннотация
Курс Правительства России на ускоренное развитие экономики Дальнего Востока вызвал интерес как российских предпринимателей, так и зарубежных. Появились альтернативные варианты по широкому спектру ведения экономической деятельности в регионе. Это, в частности, использование транспортной инфраструктуры и формирование логистических цепочек в Северо-Восточной Азии с участием потенциала регионов российского Дальнего Востока (РДВ). Одна из первых задач - эффективная интеграция (встраивание) транспортной системы Приморского края с транспортной системой стран Азии, в первую очередь, с транспортной системой Северо-Восточных провинций Китая (СВПК). В перспективе ожидается формирование интегрированной международной транспортной сети, в которой транспортная система Приморского края будет представлять собой важное звено в виде транспортного узла (морского, железнодорожного, автомобильного), выполняющего, помимо локальных задач (экспорта, импорта) транзитную функцию, которая уже несколько десятилетий активно обсуждается в регионе без заметных результатов. В этом плане, в статье оцениваются возможности формирования грузовой базы для Транссиба и морских портов Приморского края со стороны СВПК. По результатам проведённых исследований авторы пришли к следующим выводам. В настоящее время имеются конкурирующие маршруты, которые в перспективе способны осуществлять подавляющую часть евроазиатского транзита. Транссиб, как один из маршрутов, предпочтителен в обеспечении внешнеторгового оборота: - во-первых, между СВП Китая и восточными субъектами РФ; - во-вторых, в качестве транзитной железнодорожной магистрали СВП Китая - Чита - страны Европы; - в-третьих, в качестве магистрали для перевозки грузов Кореи, Японии, США, приходящих в порты Владивосток, Находка, порт Восточный, следующих транзитом, в том числе в страны Европы. Международный транспортный коридор (МТК) «Приморье-2» в связке с портом Зарубино наиболее предпочтителен в силу близости государственной границы с Китаем к порту и наличием грузовой базы, создаваемой многочисленными предприятиями Северо-Восточной провинции Цзилинь, находящимися вдали от маршрута «Харбин - Далянь». Данный МТК уже задействован. В частности, с начала 2018 г. осуществлены тестовые перевозки контейнеров с зерном между северными и южными провинциями Китая по маршруту Хуньчунь - Зарубино - порт Нинбо. Вторая тестовая перевозка по МТК «Приморье-2» осуществлена по маршруту Япония - Зарубино (морской порт в бухте Троицы) - Китай. Транспортная группа FESCO запускает проект «Пусан - Москва за 15 дней», направленный на сокращение времени доставки грузов из Азии в Россию через Дальний Восток. Таким образом, модернизация Транссиба, развитие портов Приморского края и освоение перспективных транзитных грузопотоков стран Северо-Восточной Азии составляют реальный фундамент постепенной эффективной интеграции транспортной системы российского Дальнего Востока с транспортной системой стран АТР.
51-60 8
Аннотация
В статье рассматриваются роль и значение электронной коммерции в сельских районах Китая, а также оценивается перспектива её развития. Электронная коммерция - это повседневность современной экономики, а предпринимательская деятельность немыслима без электронных методов торговли, без продвижения товара через Интернет. Использование сети Интернет кардинально преобразует процессы экономического взаимодействия компаний с их клиентами, партнёрами, поставщиками и даже конкурентами. Методы и средства проведения коммерческих операций в сфере электронной торговли несколько отличаются от аналогичных, осуществляемых в реальном секторе экономики. В постиндустриальной экономике, в которую входит экономика Китая, всё большую роль играет интернет-коммерция. Социально-экономическая сущность электронной торговли, её функциональные особенности и инновационная роль в современной экономике относятся к новым, малоизученным направлениям экономической науки. Это обусловливает объективную необходимость исследования развития электронной коммерции в сельских районах для решения практических вопросов повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. В статье проанализированы статистические данные Министерства торговли Китая по объёмам продаж. Сельские районы Китая имеют больший потенциал развития рынка, чем города. Использование мобильных устройств становится нормой для сельской местности, электронная коммерция в сельской местности развивается быстрыми темпами.
61-71 6
Аннотация
Морские биоресурсы характеризуются набором признаков, отличающих их от прочих, добываемых в рамках рентной деятельности, и эти отличия должны учитываться при регулировании. В научной литературе по вопросу рыбной ренты и экономического моделирования рыбного промысла уже достаточно хорошо рассмотрена ситуация вылова одного вида ресурса в условиях его детерминированного роста, и некоторое время происходит расширение методов изучаемой темы с применением математического моделирования характерных для морских биоресурсов особенностей его существования. Экономико-математическое биомоделирование с использованием модели биомассы широко применяется для изучения механизмов функционирования рыболовства и в дальнейшем - для обоснования на основе полученных теоретических выводов решений по управлению рыболовством. Такое моделирование помогает нам лучше понять принципы создающих ренту ресурсов и, при необходимости, учитывать это при принятии решений по установлению системы налогообложения морских биоресурсов. В статье рассматривается влияние таких характеристик морских биоресурсов, как разнообразие видов на разрабатываемой площади и стохастический характер прироста биомассы во времени на рыбную ренту в рамках экономического биомоделирования рыбопромысловой деятельности. Рассмотрена ситуация многовидового рыболовства и проведена оценка того, как на рыбную ренту и интенсивность рыболовства влияет фактор неопределённости роста биомассы. Определено направление дальнейших исследований управления рыбопромысловой отраслью с позиции рентного подхода к оценке ресурса.
72-78 18
Аннотация
Статья посвящена перспективам применения в России публичной нефинансовой отчётности. Публичная нефинансовая отчётность раскрывает информацию о деятельности организации в контексте социальной ответственности и устойчивого развития, отражает взаимодействие с заинтересованными сторонами, достигнутые экономические, экологические и социальные результаты, рассматриваемые в их взаимосвязи. Устойчивое развитие рассматривается как вариант развития мирового сообщества в целом, так и отдельно взятых стран, который позволяет удовлетворить основные потребности сегодняшнего поколения без риска для жизни и развития будущего. Национальные программы устойчивого развития приняты во многих странах мира. В России в 2017 г. утверждена Концепция развития публичной нефинансовой отчётности (ПНО) [1], которая будет реализоваться последовательностью этапов. Цель Концепции - повышение ответственности российских организаций за социальные и экологические результаты их деятельности и обеспечение информационной открытости за счёт регулярного выпуска ПНО. В статье дан анализ состояния и тенденций ПНО в РФ, приводится пример Отчёта в области устойчивого развития. Отмечается, что ПНО в РФ остаётся пока добровольной инициативой бизнеса, но в скором будущем все предприятия России обязаны будут составлять Отчёты в области устойчивого развития и вывешивать их на своем сайте, так как ПНО является важным элементом системы управления, в том числе рисками, и развития коммуникаций с заинтересованными сторонами, предпосылкой повышения эффективности и укрепления конкурентоспособности организаций.
79-95 11
Аннотация
Обеспечение безопасности человечества является одним из «больших вызовов» для всего населения планеты. Продовольственная и экологическая безопасность являются базовыми видами безопасности - без их обеспечения невозможна ни безопасность общества, ни государства, ни личности. Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время способы обеспечения продовольственной и экологической безопасности зачастую противоречат друг другу. Однако данное противоречие редко подвергается рассмотрению, поэтому при попытках обеспечения одного из рассматриваемых видов безопасности другой вид ставится под угрозу. Одним из наиболее сложных и многогранных конфликтов интересов было выделено дискреционное потребление. Для проверки гипотезы о взаимосвязи дискреционного потребления и экологической безопасности страны был проведён корреляционно-регрессионный анализ, который выявил прямую зависимость: чем хуже качество потребляемых продуктов, тем ниже экологическая эффективность страны. В результате был сделан вывод, что дискреционное потребление имеет наибольшую тесноту связи с экологической безопасностью стран в контексте степени влияния составных частей продовольственной безопасности на безопасность экологическую. Для проверки гипотез о дискреционном потреблении был проведён социологический опрос, который выявил, что дискреционное потребление имеет социально-экономический каркас. Поэтому данный конфликт интересов, в отличие от остальных, может быть минимизирован лишь с помощью комплексного подхода со стороны государства, благодаря которому будет обеспечен более высокий уровень как продовольственной, так и экологической безопасности страны.
96-129 7
Аннотация
В статье авторы обозначили проблему пробела в правовом регулировании налогообложения оборота цифровых активов, обосновали значимость и необходимость оптимизации фискального публично-правового обеспечения данных отношений и предложили эффективные меры по устранению указанного недостатка конструирования механизма правового регулирования. В настоящее время широкое распространение получают такие новые категории, как цифровые активы и цифровые ресурсы, теорией разрабатываются вопросы конструирования механизма правового регулирования отношений в сфере их создания, распределения, потребления, отчуждения (оборота). Одним из обязательных сегментов механизма правового регулирования таких отношений является публично-правовое обеспечение, наиболее эффективная форма которого - организация налогообложения. Применительно к теме настоящего исследования объектом налогообложения является оборот цифровых активов; а именно их: создание (разработка, эмиссия); консолидация (формирование баз данных, хранение, депонирование); приобретение; обременение (передача в залог, задаток); отчуждение; использование (непосредственная эксплуатация или использование в качестве инструмента для формирования или пользования иными активами); ликвидация; адаптация и модификация. Несмотря на то, что несовершенство данных показателей очевидно, представляется, что такие налоговые ставки не будут обременительны для налогоплательщика, будут стимулировать его активность в обороте цифровых активов и будут способствовать пополнению государственного бюджета. Главное - их применение позволит «запустить» цивилизованный нормативно урегулированный и обеспеченный процесс оборота цифровых активов, что позволит в переходный период сформировать эмпирическую базу бухгалтерского учёта и налогового контроля в обозначенном секторе экономики. На основании чего, используя метод математического анализа, уже более взвешенно и обоснованно просчитать оптимальные налоговые ставки по разным субъектам и по различным операциям.
130-141 13
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу пробелов и противоречий правового регулирования таких правовых категорий российского законодательства, как «государственная должность» и «муниципальная должность». Лицами, занимающими государственные должности, являются: Президент Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ и законодательных органов субъектов РФ, члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, члены российского Правительства, судьи и другие высшие должностные лица федерального и регионального уровня государственной власти. Под лицами, занимающими муниципальные должности, понимаются депутаты представительных органов муниципальных образований, главы муниципальных образований и другие местные чиновники высшего ранга. Основной вывод, к которому приходят авторы настоящей статьи, заключается в том, что законодателем ещё не выработана до конца единая концепция правового статуса лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, что представляется необоснованным ввиду значимой роли указанных лиц в публичном управлении. Принципиальный вопрос, на который следует ответить, по мнению авторов статьи, заключается в следующем: государственная и муниципальная должность - это место в штате с денежным вознаграждением или это объём полномочий, которые лицо может осуществлять как на постоянной профессиональной основе, так и на не профессиональной основе без выплаты денежного вознаграждения? Кроме того, необходимо выработать чёткие критерии отнесения тех или иных лиц, выполняющих те или иные государственные (муниципальные) функции к лицам, замещающим государственные (муниципальные) должности.
143-156 27
Аннотация
Статья представляет собой анализ различного рода ошибок законодателя в сфере уголовного права: пробелов, противоречий и технических ошибок. Автор отмечает, что ошибки законодателя имеют место и в общей и в особенной частях Уголовного кодекса России. Ошибочные законотворческие решения встречаются и в основных составах преступлений, и в формулировании квалифицирующих признаков. Одним из таких решений представляется изобретение норм, в которых значение самостоятельного преступления придаётся соучастию в других преступлениях, которые законом уже предусмотрены. Другим видом законодательных ошибок является непродуманное включение квалифицирующих признаков. К числу законотворческих ошибок относится также нарушение системности в формулировках примечаний к статьям Уголовного кодекса. Наиболее распространены законотворческие ошибки в санкциях норм Особенной части УК РФ, некоторые из таких ошибок носят уголовно-политический характер. Самой распространенной системной ошибкой в санкциях является недопустимое установление наказания в виде принудительных работ либо установление недопустимых размеров этого наказания. Наряду с уголовно-политическими и системными ошибками в санкциях встречаются и технические ошибки, т.е. откровенные «ляпы». Конституция Российской Федерации не предоставляет ни одному органу власти права давать официальное толкование закона, а разъяснения Верховного Суда по вопросам судебной практики лишила свойства руководящих. Поэтому сомнения относительно смысла той или иной нормы, которые возникают довольно часто, не могут быть разрешены ни на одном официальном уровне, что приводит к разноголосице в теории права и к отсутствию единообразия в практическом применении закона.


ISSN 1813-3274 (Print)
ISSN 2499-9474 (Online)